20.01.1720, ср. П. в СПб.
П. в СПб, был дома, обсуждал редакцию Генерального регламента, рассмотрел «Приполнение» Генриха Фика[1], был у капитана-поручика З.Д.Мишукова[2]. В этот день состоялась публичная казнь «дроворубов заповедных лесов»[3].
Швеция заключила 21.01 (по шведскому календарю) союзный и коммерческий договор с Англией и тогда же с Пруссией, уступив ей Штеттин, Вослин и Узедом[4]*.
Письма и бумаги П.: 1. Именной указ, объявленный в Сенате А.М.Девьером о строительстве подъемных мостов в СПб[5]; 2-3. Из письма кн. М.М.Голицына П. из Або следует, что «по указу В.в. велено послать две партии: на шведскую сторону от Аланда, а другую от Вазы к Умам», однако за теплотой зимы послать невозможно. Также «В.в. указал к старым вновь сделать суда, чтоб было под 30000 человек», указ о строительстве трех галер и 10 конных галер[6]; 4. Исправления текста Генерального регламента[7].
Комментарий.
* Этот договор означал выход Пруссии из Северной войны, что стало неприятной неожиданностью для России. Все договоры с Пруссией по поводу судьбы Северной Германии и участия в этом России разом рухнули. Но в этих условиях русския дипломатия избрала путь не конфронтации с Пруссией, а тактику удержания ее от враждебных действий против России. Как писал М.А.Полиевктов, «легкое облачко, набросившее тень на русско-прусское соглашение, скоро рассеялось и, проиграв дело в Северной Германии, Россия после примирения Пруссии со Швецией исключительно старается заручиться если не поддержкою, то, по крайней мере, строго нейтральным отношением Берлинского двора <…> к вопросу о будущей судьбе остзейского побережья»[8]. России, в данном случае, было важно признание Пруссией ее завоеваний, а по поводу союзнических отношений с Пруссией у П. уже давно сложилось мнение, что Пруссия – союзник ненадежный и рассчитывать на ее конкретную помощь (если здесь не замешаны территориальные аппетиты Гогенцолернов) не приходится. Поэтому русское правительство было удовлетворено заявлением Фридриха-Вильгельма I, который летом 1720 г. торжественно ручался, что мир со Швецией не изменит благожелательного отношения к России и Пруссия не вступит ни в один антирусский альянс.
[1] ЗА. 1. С. 411-412; Воскресенский. Петр Великий. С. 230.
[2] ПЖПВ. 1720 г. С. 4.
[3] ПЖПВ. 1720 г. С. 47.
[4] Бантыш-Каменский. Обзор. 4. С. 217.
[5] РИО. 11. С. 396.
[6] МИРФ. 2. С. 449-450.
[7] ЗА. 1. С. 412.
[8] Полиевктов. Балтийский вопрос. С. 90-91.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.