• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

До 03.07.1682, пн. П. в Кремле.




1.07.1682
3.07.1682


П. в Кремле. Старообрядцы во главе с Никитой Пустосвятом и иноком Савватием явились к Красному крыльцу, были приняты кн. И.А.Хованским в Ответной палате, где он взял от них челобитную, отнес ее государям, вернулся и сказал, что цари назначили прения о вере через три дня. Тогда же, в присутствии государей, было обсуждение касательно места проведения дискуссии о вере: на Лобном месте, в Грановитой палате или в Успенском соборе*.

Комментарий .

* Позже, в смертном приговоре кн. И.А.Хованскому, было сказано о том, что он был главным инициатором дела с подачей челобитной и организацией «при о вере»[1]. Отрицать подобное трудно – вся эта ситуация (неустойчивость власти триумвирата, контроль кн. И.А.Хованского над Стрелецким приказом и влияние его на стрельцов и старообрядцев) позволяла кн. И.А.Хованскому рассчитывать на крупный выигрыш – если не захватить престол (а в этом его позже обвиняли, да и в научной литературе это намерение боярина не дезавуируется), то стать могущественным временщиком, действуя для этого именем страшных для Романовых стрельцов. С этой же целью (установления «Хованщины») он использовал старообрядцев, которых он привечал. И об этом сообщают  То, что старообрядцы стали пользоваться поддержкой как С.А.Медведев, так и А.А.Матвеев, исходя из того, что среди стрельцов было много тех, кого власти называли «раскольниками». В начале июля старообрядцы составили челобитную, где предлагали устроить диспут о вере с патриархом, причем прилюдюдно, на Лобном месте, и кн. И.А.Хованский изо всех сил способствовал им в организации этого состязания. «Пря о вере», да еще на площади, посредине возбужденной толпе, возможно, составляла часть его плана по захвату власти. По крайней мере, это давало повод расправиться с «никонианским» патриархом и его синклитом руками толпы. 03.07 кн. И.А.Хованский пришел в Крестовую палату к патриарху со старообрядцами и сказал, что государи указали провести спор на Лобном месте. При этом старообрядцы шумели и оскорбляли патриарха. Возникла дискуссия. Патриарх Иоаким сказал, что без присутствия государей пря о вере невозможна. Примечательно, что по одной из версий царица Наталия Кирилловна посылала свою приближенную боярыню к старообрядцам с тем, чтобы они настаивали на дискуссии на Лобном месте или Соборной площади в присутствии царей П. и Ивана и ее, царицы, и чтобы они не ходили в Успенский собор или Грановитую палату. В.И.Буганов считал, что это был ход Нарышкиных в борьбе с Софьей с тем, чтобы вырвать инициативу у Милославских с помощью той же толпы. По мнению С.К.Богоявленского, в начале волнений царевна Софья Алексеевна считалась с царицей Наталией Кирилловной как с противовесом резко усилившемуся И.А.Хованскому, но с начала июля между ней и царицей стали заметны неприязненные отношения[2].

 


[1] Погодин. Семнадцать первых лет. С. 67-68; Восстание в Москве. С. 131-132.

[2] Матвеев. Описание. С. 391; Медведев. Созерцание. С. 105-106; Буганов. Московские восстания. С. 218-221; Богоявленский. Хованщина. С. 208.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.