• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

05/16.06.1716, вт. П. в Пирмонте.




5.06.1716
5.06.1716
Апраксин Федор Матвеевич (27.11.1661 - 10.11.1728), стольник, воевода Двинской (1693), поручик Семеновского полка (1694), судья Адмиралтейского приказа и губернатор Азова (1700 - 1706), "адмиралтеец" (1700), адмирал (1707), генерал-адмирал (с 1708), граф (с 1709), губернатор Азова (1710), президент Адмиралтейской коллегии, сенатор (с 1717) , Екатерина Алексеевна (Скавронская Марта, Крузе Марта, Трубачева, Катерина, Катерина Васильевская, Васильефская, Катерина-сама-третья, Матка, царица, Государыня), царица, императрица Екатерина I. , Долгоруков Василий Владимирович, князь (янв. 1667 - 11.07.1747), стольник, сержант Преображенского полка (1700), капитан, майор (1706), командир 1-го батальона Преображенского полка (1706), подполковник (1708), генерал-поручик, полковник гвардии и командир Преображенского полка(1709), начальник следственной канцелярии (с 1715), опала, разжалование, ссылка (1718), помилован, полковник (1724), позже - генерал-майор, генерал-лейтенант (1725), генерал-аншеф (1726), генерал-фельдмаршал (1728), опала, разжалован, тюрьма (1731 -1741), помилован, генерал-фельдмаршал (1741). Жены: 1-ая Мария Федоровна (рожд. княжна Куракина); 2-ая с 1696 Анна Ивановна (рожд. Злобина); 3-я Анна Петровна (рожд. Шереметева (ум. 1720) , Репнин Аникита (Никита) Иванович, князь (12.08.1668-03.07.1726), спальник П., поручик потешных (1685), подполковник (16940, генерал-майор (1698), формировал в Казани дивизию, ею командовал (1699 – 1700), разжалован (1707), восстановлен (1708), генерал-фельдмаршал (1724), президент Военной коллегии (1724 - 1726), генерал-губератор Лифляндии ( с 1719 г.). Жены: 1-ая Прасковья Михайловна (рожд. Лыкова) (ум. 1686), 2-а Прасковья Дмитриевна (рожд. княжна Голицына) (1670 – 1708) , Макаров Алексей Васильевич (Макарьев), кабинет-секретарь , Берх В.Н., историк , Соловьев Осип Алексеевич, предприниматель , Битка (Поборский Иван Хрисанфович, Батька Иван Хрисанфович), поп , Леблон Жан-Батист-Александр (Деблон, Деблонт, Le Blond Jean-Baptiste-Alexandre), архитектор , Соколова И.А., искусствовед , Стен Ян, голландский художник, Хох Питер (Hooch Piter de), голландский художник


05/16.06, вт.

П. в Пирмонте, играл в шахматы с И.Х.Биткой и был в комедии[1].

Письма и бумаги П.: 1. Записи расходов: «дано рудокопам, которые при Е.в. в Пирмонте играли и пели» - 4 червонца; на покупку для П. мыла. «Того же числа ц.в. изволил стрелять из фузеи, за что заплачено два ефимка»; куплена шляпа попу [И.Х.]Битке, карандаши, бумага, чернила, перья, «изволил купить три книги кунштовых, за которые заплачено три ефимки, да за переплет Леблоновой огородной книги - ефимок»; да егерям ландграфа «за провоз битых 4 оленей - 4 червонных»[2]; 2. Екатерине письмо: «Писмо твое получил и презент, но чаю, что дух пророческой в тебе есть, что одну бутылку прислала, ибо более одной рюмки его не велят в день пить; итак сего магазина будет с меня. А что пишешь, что за старова не признаваешь, и то толко покрываешь презент первой, дабы люди не догадались, а рассудить мочно, что молодыя в ачки не смотрят. Впротчем, дай Бог, видеть вас вскоре, вода действует зело, толко уж скучно стала»[3]; 3. Кн. А.И.Репнину письмо с предписанием о конфискации в Ростоке кораблей, необходимых для перевозки войск[4]; 4. Кн. В.Вл.Долгорукову письмо о том же[5]; 5. А.В.Макаров писал Ф.М.Апраксину, что письма к П. дошли, «которыми Е.в. доволен», сообщает, что О.А.Соловьев отправил в Россию из Голландии 121 картину*, мрамор и «табашного мастера»[6].

Комментарий.

* Анализируя картины собрания П. искусствовед И.А.Соколова отмечала, что П., помимо художников морской и батальной тематики, любил жанровые картины. «Образный мир полотен великих мастеров, их масштабность и эмоциональная сложность (не будем игнорировать также высокие цены) вряд ли соответствовали рамкам художественного понимания царя <…>. И психологические и культурно-исторические соображения указывают на Яна Стена как на любимого художника Петра. Жанровые комппозиции этого мастера, наделенные юмором и занимательностью, остро разыгранной интригой, наиболее полно воплощают идеал Петра в искусстве». Отмечает искусствовед и широко распространенные легенды, которые связывают ряд голландских картин с эпизодами из жизни самого П., о чем писали путеводители по Эрмитажу (П. «в Саардамской хижине своей, надевающий сапоги, между тем голландка оправляет его постелю»), хотя это картина Питера де Хоха названа: «Утро молодого человека»[7].

 


[1] ПЖПВ. 1716 г. С. 79.

[2] Сб. выписок. 2. С. 11-12.

[3] ПРГ. 1. С. 46-47; КПБ. 81. Л. 602.

[4] Берх. Собрание. 3. С. 41-42; КПБ. 81. Л. 603.

[5] КПБ. 81. Л. 604.

[6] Соколова. О художественных особенностях. С. 220.

[7] Соколова. О художественных особенностях. С. 225.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.