05/16.06.1716, вт. П. в Пирмонте.
05/16.06, вт.
П. в Пирмонте, играл в шахматы с И.Х.Биткой и был в комедии[1].
Письма и бумаги П.: 1. Записи расходов: «дано рудокопам, которые при Е.в. в Пирмонте играли и пели» - 4 червонца; на покупку для П. мыла. «Того же числа ц.в. изволил стрелять из фузеи, за что заплачено два ефимка»; куплена шляпа попу [И.Х.]Битке, карандаши, бумага, чернила, перья, «изволил купить три книги кунштовых, за которые заплачено три ефимки, да за переплет Леблоновой огородной книги - ефимок»; да егерям ландграфа «за провоз битых 4 оленей - 4 червонных»[2]; 2. Екатерине письмо: «Писмо твое получил и презент, но чаю, что дух пророческой в тебе есть, что одну бутылку прислала, ибо более одной рюмки его не велят в день пить; итак сего магазина будет с меня. А что пишешь, что за старова не признаваешь, и то толко покрываешь презент первой, дабы люди не догадались, а рассудить мочно, что молодыя в ачки не смотрят. Впротчем, дай Бог, видеть вас вскоре, вода действует зело, толко уж скучно стала»[3]; 3. Кн. А.И.Репнину письмо с предписанием о конфискации в Ростоке кораблей, необходимых для перевозки войск[4]; 4. Кн. В.Вл.Долгорукову письмо о том же[5]; 5. А.В.Макаров писал Ф.М.Апраксину, что письма к П. дошли, «которыми Е.в. доволен», сообщает, что О.А.Соловьев отправил в Россию из Голландии 121 картину*, мрамор и «табашного мастера»[6].
Комментарий.
* Анализируя картины собрания П. искусствовед И.А.Соколова отмечала, что П., помимо художников морской и батальной тематики, любил жанровые картины. «Образный мир полотен великих мастеров, их масштабность и эмоциональная сложность (не будем игнорировать также высокие цены) вряд ли соответствовали рамкам художественного понимания царя <…>. И психологические и культурно-исторические соображения указывают на Яна Стена как на любимого художника Петра. Жанровые комппозиции этого мастера, наделенные юмором и занимательностью, остро разыгранной интригой, наиболее полно воплощают идеал Петра в искусстве». Отмечает искусствовед и широко распространенные легенды, которые связывают ряд голландских картин с эпизодами из жизни самого П., о чем писали путеводители по Эрмитажу (П. «в Саардамской хижине своей, надевающий сапоги, между тем голландка оправляет его постелю»), хотя это картина Питера де Хоха названа: «Утро молодого человека»[7].
[1] ПЖПВ. 1716 г. С. 79.
[2] Сб. выписок. 2. С. 11-12.
[3] ПРГ. 1. С. 46-47; КПБ. 81. Л. 602; Павленко. Екатерина. № 82.
[4] РГАДА. Ф. 9. Отд. 1. Кн. 10. Л. 88; Берх. Собрание. 3. С. 41-42; КПБ. 81. Л. 603.
[5] РГАДА. Ф. 9. Отд. 1. Кн. 10. Л. 88; КПБ. 81. Л. 604.
[6] Соколова. О художественных особенностях. С. 220.
[7] Соколова. О художественных особенностях. С. 225.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.