• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

05/16.06.1716, вт. П. в Пирмонте.




5.06.1716
5.06.1716
Апраксин Федор Матвеевич (27.11.1661 – 10.11.1728), стольник, пожалован в комнатные стольники (15.01.1693), двинской воевода и губернатор Архангельска (1693), поручик Семеновского полка (1694), полковник (1696), адмиралтеец, судья Адмиралтейского приказа (18.02.1700), адмирал и президент Адмиралтейств (08.03.1707), генерал-адмирал, действительный тайный советник (май 1709), генерал-губернатор Азова (май 1709 или 06.02.1710 - 1719), граф (вместе с П.М.Апраксиным)(1709), (06.02.1710 – 1719), боярин (1713?), под следствием (1714), сенатор (с 1717), подписал смертный приговор царевичу Алексею (24.06.1718);президент Адмиралтейств-коллегии (1717), губернатор Ревеля (1719), член Верховного тайного совета (1726), в отставке (с 1727). Жена Домна Богдановна (рожд. Хрущова), (ум. 1702) (Источн.: собств. информ.; Захаров. Боярские списки. (Дата обращения 17.06.2021)., Екатерина Алексеевна (Скавронская Марта, Крузе Марта, Трубачева, Катерина, Катерина Васильевская, Васильефская, Катерина-сама-третья, Матка, царица, Государыня), царица, императрица Екатерина I. , Долгоруков Василий Владимирович, князь (янв. 1667 – 11.07.1746), стольник (1685), сержант Преображенского полка (1700) (По другим данным был в 1695 г. прапорщиком Семеновского полка, поручик (1696), капитан Преображенского полка (1706) (по другим данным майор в 1705 г.), командир 5-ой роты этого полка (1707-1713), усмирял восстание К.Булавина (1708), подполковник Преображенского полка (09.12.1709), его командир (1709), генерал-майор (1709), генерал-лейтенант (1711), кавалер ордена Андрея Первозванного (19.04.1711), начальник розыскной канцелярии, расследовал «Провиантское дело» (с 1714), отстранен (1715), арестован на делу царевича Алексея, лишен чинов и наград, сослан (1718), помилован (07.05.1724), полковник (23.12.1724), генерал-майор (1725), генерал-аншеф (1726), отправлен командовать Низовым корпусом (14.02.1726 -1728), генерал-фельдмаршал (24.02.1728), член Верховного тайного совета (1728), сенатор (04.03.1730), в опале и тюрьме (с 23.12.1731-1741), освобожден (01.12.1741), генерал-фельдмаршал, президент Военной коллегии (15.12.1741). Жены: 1-ая Мария Федоровна (рожд. кн. Куракина);2-ая с 1696 г. Анна Ивановна (рожд. Злобина); 3-я Анна Петровна (рожд. Шереметева) (ум. 1720 г.), метресса Софья Иванова (Источ.: собств. информ.; Серов, Федоров. Дела и судьбы. С. 78-90). , Репнин Аникита (Никита) Иванович, князь (12.08.1668-03.07.1726), комнатный стольник (1693), спальник П., поручик потешных (1685), подполковник (16940, генерал-майор (1698), формировал в Казани дивизию, ею командовал (1699 – 1700), разжалован (1707), восстановлен (1708), генерал-фельдмаршал (1724), президент Военной коллегии (1724 - 1726), генерал-губератор Лифляндии ( с 1719 г.). Жены: 1-ая Прасковья Михайловна (рожд. Лыкова) (ум. 1686), 2-а Прасковья Дмитриевна (рожд. княжна Голицына) (1670 – 1708) , Макаров (Макарьев) Алексей Васильевич (1674-1740), подьячий Новгородского приказа (1695), Ижорской канцелярии (1703-1704), подьячий Походной канцелярии Петра (с 1704), Его величества секретарь (1710), кабинет-секретарь (1711), вел переписку царя, ведал его личным хозяйством, тайный кабинет-секретарь (1722), генерал-майор (1725), тайный советник (1726), благодаря своему положению стал крупным землевладельцем, мануфактуристом, президент Мануфактур-коллегии (1727-1731), постоянно под следствием до смерти. Жена Феодосия Ивановна (рожд. Топильская)( Источн.: собств. информ.; Захаров А.В. Макаров Алексей Васильевич // Большая российская энциклопедия. Т. 18. М.. 2011. С. 505; Павленко Н.И. Птенцы. С.233-308) , Берх В.Н., историк , Соловьев Осип Алексеевич, предприниматель , Битка (Поборский Иван Хрисанфович, Батька Иван Хрисанфович), поп , Леблон Жан-Батист-Александр (Деблон, Деблонт, Le Blond Jean-Baptiste-Alexandre), архитектор , Соколова И.А., искусствовед , Стен Ян, голландский художник, Хох Питер (Hooch Piter de), голландский художник


05/16.06, вт.

П. в Пирмонте, играл в шахматы с И.Х.Биткой и был в комедии[1].

Письма и бумаги П.: 1. Записи расходов: «дано рудокопам, которые при Е.в. в Пирмонте играли и пели» - 4 червонца; на покупку для П. мыла. «Того же числа ц.в. изволил стрелять из фузеи, за что заплачено два ефимка»; куплена шляпа попу [И.Х.]Битке, карандаши, бумага, чернила, перья, «изволил купить три книги кунштовых, за которые заплачено три ефимки, да за переплет Леблоновой огородной книги - ефимок»; да егерям ландграфа «за провоз битых 4 оленей - 4 червонных»[2]; 2. Екатерине письмо: «Писмо твое получил и презент, но чаю, что дух пророческой в тебе есть, что одну бутылку прислала, ибо более одной рюмки его не велят в день пить; итак сего магазина будет с меня. А что пишешь, что за старова не признаваешь, и то толко покрываешь презент первой, дабы люди не догадались, а рассудить мочно, что молодыя в ачки не смотрят. Впротчем, дай Бог, видеть вас вскоре, вода действует зело, толко уж скучно стала»[3]; 3. Кн. А.И.Репнину письмо с предписанием о конфискации в Ростоке кораблей, необходимых для перевозки войск[4]; 4. Кн. В.Вл.Долгорукову письмо о том же[5]; 5. А.В.Макаров писал Ф.М.Апраксину, что письма к П. дошли, «которыми Е.в. доволен», сообщает, что О.А.Соловьев отправил в Россию из Голландии 121 картину*, мрамор и «табашного мастера»[6].

Комментарий.

* Анализируя картины собрания П. искусствовед И.А.Соколова отмечала, что П., помимо художников морской и батальной тематики, любил жанровые картины. «Образный мир полотен великих мастеров, их масштабность и эмоциональная сложность (не будем игнорировать также высокие цены) вряд ли соответствовали рамкам художественного понимания царя <…>. И психологические и культурно-исторические соображения указывают на Яна Стена как на любимого художника Петра. Жанровые комппозиции этого мастера, наделенные юмором и занимательностью, остро разыгранной интригой, наиболее полно воплощают идеал Петра в искусстве». Отмечает искусствовед и широко распространенные легенды, которые связывают ряд голландских картин с эпизодами из жизни самого П., о чем писали путеводители по Эрмитажу (П. «в Саардамской хижине своей, надевающий сапоги, между тем голландка оправляет его постелю»), хотя это картина Питера де Хоха названа: «Утро молодого человека»[7].

 


[1] ПЖПВ. 1716 г. С. 79.

[2] Сб. выписок. 2. С. 11-12.

[3] ПРГ. 1. С. 46-47; КПБ. 81. Л. 602.

[4] Берх. Собрание. 3. С. 41-42; КПБ. 81. Л. 603.

[5] КПБ. 81. Л. 604.

[6] Соколова. О художественных особенностях. С. 220.

[7] Соколова. О художественных особенностях. С. 225.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.