11.10.1702, вс. П. в лагере под Нотебургом. Штурм и сдача крепости.
П. в лагере под Нотебургом. Штурм и сдача крепости.
События этого дня, согласно Реляции о взятии крепости, развивались т.о.: «…рано о дву часах учинился великой пожар в крепости», начался приступ охотников на судах со всех сторон, который продолжался 13 часов. Приступ был безуспешен, ибо «не могли они проломов и крепости взять ради малого места земли (между стеной и кромкой воды – Е.А.) и силного супротивления неприятелского, и за краткостью наших приступных лестниц, которыя в ыных местах болши полуторы сажени коротки были. И понеже наши, ради быстрой воды, не могли удобно отступить, того ради восприяли они лутчее намерение, видя, что неприятели с одной стороны строение за которым наши было защитились, огненными ядрами зажгли и непрестанно дробом по них ис пушек били, так что не могли в суды садитца и отъехать, чего ради, отпустя досталныя суды порожни, вновь с жестокостию приступ начали. Вышепомянутый последний приступ учинен от господ Преображенского полку маеора [Дмитрия] Карпова и Семенофского полку подполковника [кн. М.М.] Голицына, которой оной и окончал, а маеор при начатии оного жестоко ранен сквозь живот и руку. И между тем неприятель от множества нашей мушкетной, также и пушечной стрелбы, в ту 13 часов толь утомлен и, видя последнею отвагу, тотчас ударил шамад (здача) и принужден был к договору склонитися, которой ему способно соизволен». В ГСВ уточняется, что во время штурма шведы наносили огромный ущерб штурмующим («…несносный вред нашим учинился. Чего для указ послан был для отступления, но оной посланной ради тесноты пройти до командира не мог, а командующий подполковник князь [М.М.] Голицын суды велел порозжие отпустить, понеже стали люди некоторые от той неприятелской жестокой стрелбы бежать. И когда сие замешкалось, тогда от бомбардир поручик [А.Д.]Меншиков суды збирать начал и еще несколко человек людей к берегу явно привел для переезду на помочь нашим. Тогда неприятель, видя такое десператное действо наших, также в 13 часов толь утомлен, ударил шамад». В крепость был послан секретарь П.П.Шафиров и поручик [Никита] Жерлов, а из города прибыл поручик от коменданта с аккордными пунктами. П. инкогнито с ним встречался, сам внес правку в проект договора о сдаче (аккордные пункты), и от имени Б.П.Шереметева они были посланы в крепость*.
Комментарий .
* В аккордных пунктах учтена история сдачи Мариенбурга, подорванного в момент вступления в крепость русских войск: «…еще предлагает генерал-фельдмаршал [Б.П.Шереметев] коменданту [Г.В.Шлиппенбаху], чтоб в том, кроме всякаго обмана и лжи, она крепость отдана была, и чтоб такова безбожества над своими и нашими кто из офицеров или салдат не учинил, как учинено в Мариенбурхе за паролем от прапорщика алтиллерии, которой подорванием пороховой казны не токмо наших, но и своих несколько сот погубил». Обращает на себя внимание то, что в сравнении с Реляцией о взятии Нотебурга, составленной вскоре после сдачи крепости, ГСВ (ее П. писал и редактировал два десятилетия спустя после событий) отражает героическое поведением кн. М.М.Голицына и А.Д.Меншикова, чья решительность изменила неудачный ход штурма, когда часть солдат побежала и кн.Голицыну пришлось оттолкнуть пустые лодки от берега, а Меншиков с людьми бросился ему на помощь. Примечательной кажется запись И.А.Желябужского, который писал, что под Шлиссельбургом был повешен прапорщик Преображенского полка Нестор Кудрявцев и 22 солдата «за то, что с приступа побежали». Сдача крепости описана в письме П.П.Шафирова Т.Н.Стрешневу (до 22.10.1702) .Шведскую точку зрения на штурм Нотебурга см.: Шаскольский. Шведский источник[1].
[1] ПБП. 2. № 471. С. 103-104; № 458. С. 87-90, 410-411; ГСВ. 1. С. 98-99, 225-226; ПЖПВ. 1702 г. С. 2; Желябужский. Записки. С. 141; Алексеев А. О неизвестном письме. С. 918-930; Шаскольский. Шведский источник об осаде Нотебурга. С. 216-222.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.