• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

03.06.1724, ср. П., П. в пути.




3.06.1724
3.06.1724


П., «почувствуя паки запор урины»[1], поехал из Москвы к новонайденным марциальным водам в Калужском уезде, на Воскресенские заводы Вернера Миллера, что в 100 верстах от Москвы[2]. Жак Кампредон писал в донесении от 16.06 н.ст., что П. «неожиданно уехал вчера осматривать железоделательные заводы, при которых имеются минеральные источники. Полагают, что он проедет оттуда в Воронеж…»[3].

Письма и бумаги П.: 1-2. Гвардии капитан С.М.Пырскому указы: о поездке в Архангелогородскую губернию для найма плотников в СПб[4]; чтобы разведал, не отпускают ли за море товары, запрещенные к вывозу из Архангельска[5]*; 3. Указ именной из Сената о повсеместной переписи нищих[6]; 4. Грамота армянскому народу с приглашением армянским купцам свободно вести торговлю в новозавоеванных провинциях[7]**.

Разные письма и бумаги: указ сенатский о подчинении малороссийского духовенства по судным делам Малороссийской коллегии на основе присланного туда указа П. «за собственною Е.в. рукою марта 9 дня 1724 г.»[8].

Комментарий.

* Командировка Пырского в Архангельск, создавшего там особую следственную комиссию, преследовала цель добиться реализации дискриминационных законов в отношении архангелогородской торговли, что гвардии капитан и делал с большим успехом. Как типичный петровский «понудитель» Пырский действовал решительно и грубо: «Он “aрестовывал” запрещенные к вывозу за границу товары у купцов, привлекал к “розыску” не только торговых людей, но и должностных лиц губернской канцелярии и таможни. Глава комиссии использовал предоставленную ему свободу действий, «беря за караул» нарушителей указов и пытал их. Широко практиковалась конфискация товаров, денег и “пожитков”, взыскание штрафов, пополнивших государственное казначейство почти на 200 тысяч рублей».[9]

 


** Призывы к армянским купцам активизировать свою торговлю на территории новой русской колонии не встречали горячего отклика в среде богатых армянских купцов Ирана. Могущественная Джульфинская армянская компания и до прихода русских войск в Прикаспий держала под своим контролем продажу шелка-сырца и других товаров и остро конкурировала с другими армянскими предпринимателями, а с приходом России в Иран возникла реальная угроза конкуренции со стороны еще и русских купцов. Вообще, представление о восточной торговле П. и его сподвижников было упрощенным. Посланник в Ирана А.П.Волынский убеждал армянских купцов сменить направление торговых путей со Ближнего Востока и Турции на Россию, так как «он довольно известен, какую они в том пути (через Ближний Восток) терпят нужду и страхи, а временем и гибели от арапов». Купцы отвечали, что они рады бы проложить путь через Россию, «точию их к тому не допускают джульфинцы»[10]. Нужно иметь ввиду, что отлаженные торговые пути с Востока на Запад существовали не одну тысячу лет, везти такой капризный товар как шелк-сырец по неизвестной, холодной стране, да еще делая крюк в несколько тысяч верст было купцам невыгодно и рискованно.

 


[1] Голиков. ДПВ. 10. С. 73.

[2] ПЖПВ. 1724 г. С. 8.

[3] РИО. 52. С. 243.

[4] РГАДА. Ф. 1451. Оп. 1. Д. 26. Л.  269; РГАДА. Ф. 9-2. Оп. 2.  Ч. 1.Д. 33. Л. 71;КПБ. 107. Л. 140.

[5] КПБ. 107. Л. 114.

[6] ПСЗ. VII. № 4523. С. 298-299.

[7] Курукин. Персидский поход Петра Великого. С. 116.

[8] ПСЗ. VII. № 4523. С. 299-300.
[9] Репин. Морская торговля России.

[10] Куканова. Русско-иранские торговые отношения. С. 237.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.