02.09.1718, вт. П. на «Ингерманландии».
П. на «Ингерманландии», у него был А.Д.Меншиков, который потом уехал с К.Г.Реншильдом, П. на корабле в 12-м часу пошел в путь, в 6-м часу пополудни прибыли в Кроншлот и стали на якорь[1]. По другой версии «пополудни в 4-м часу прибыли к Кроншлоту и палили из пушек»[2]. В тот день отпущен в Швецию К.Г.Реншильд для размена[3]*.
Письма и бумаги П.: 1. Кн. М.М.Голицыну письмо «из флота от Березовых островоф» с предписанием о приеме и отпуске на Аланские острова Рейншильда «для размены»[4]; 2. Сенату указ о начале строительства Ладожского канала: «Необходимость в том, еще безвестно суть, а нужда - челобитчик неотступно, того ради надлежит резолюцию взять, хотя и не будет мира, дабы оную работу, яко последнюю главную нужду сего места немедленно начать, чего для надлежит мыслить и поставить намерен каким образом сие учинить, а имянно не такими работниками, как до сего времени делалось, из чего больше разорения ниже пользы было, к чему я свое мнение прилагаю при сем <…> Петр. Сию резолюцию окончать в восемь дней». Далее приложено «Мое мнение» о распределении 50000 саженей земли по дворам всех городов, «как прежде городовые службы бывали» с участием украинцев, «сей простой копни будет без слюзов, то чаю не зело тягостно и долговремянно будет»[5]**.
Комментарий.
* Важнее самого размена К.Г.Реншильда было то, что Г.Г.Гёрц, окруженный в Стокгольме врагами и недоброжелателями, остро нуждался в поддержке своего курса в самой Швеции и полагал, что такую поддержку ему окажет авторитетный фельдмаршал. Поэтому с самого начала переговоров он предложил устроить обмен пленными с тем, что вытащить из России К.Г.Реншильда[6], который бы был обязан своей свободой именно ему, Г.Г.Гёрцу. П. разделял суждения Г.Г.Гёрца о К.Г.Реншильде, особенно после личной встречи с фельдмаршалом. Кому-то из дипломатов (скорее всего, А.И.Остерману) он писал: «Мы, встретя миль за пятнадцать от Березовых островов фельтмаршалка швецкого графа Рейншильда (К.Г.Реншильд – Е.А.), поворотили его даже до Березовых островов, дабы с ним говорить и там мы с ним довольно разговаривали, и только могли усмотреть, нашли его добронравна и утверждал он с клятвою, что он, как верный своему государю и отечеству, не может по возвращению инако королю (Карлу XII – Е.А.) советовать, кроме того, как с нами мир учинить, ибо он по всем обстоятельствам и по имеющемуся известию о состоянии нашем не видит никакого способу, дабы кроме миру с нами король его себе пользу получить мог и говорил, что ежели-де до его приезда мир наш не состоитца, то просит он, чтоб не велеть конгресу порывать до его приезду, и тогда намерен он просить барона [Г.Г.]Герца, чтоб с ним ехал к королю (Карлу XII – Е.А.), и уповает своими представлениями его к миру склонить и по тем всем обстоятельствам такожде и по домогательству барона [Г.Г.]Герца, которое он о скорой размене у вас учиним, разсудилди мы за благо его отпустить до Абова и велеть его тамо держать» кн. М.М.Голицыну и чтоб размен был по прежде согласованному договору (К.Г.Реншильда меняли на генерала А.М.Головина и бывшего Новгородского губернатора князя И.Ю.Трубецкого)[7]. Но все же у царя, вообще недоверчивого к людям, были сомнения, и он писал кн. Б.И.Куракину 27.09, что и К.Г.Реншильду надо дать взятку («подмазать», «удовольствовать»): «Сей последней, сколько можно видеть, зело склонно к сему делу себя показал и согласна с Герицом (Г.Г.Гёрцем – Е.А.), однакож внутреннее Бог весть, того ради и им удоволстовать надобно, ибо Гериц о сей розмене так просил, дабы Рейншилда для того разменить, чтоб он, будучи без него, у короля (Карла XII – Е.А.) дела его поправливал»[8].
** Строительство канала не оказалось таким легким, как предполагал в начале П. Начатые в 1719 г. работы продвигались медленно, вольных работных людей на подряде удалось нанять мало, тогда на работы были брошены войск (драгуны), а также украинские казаки, которые не горели желанием копать землю в этом диком месте, да и земля эта оказалась весьма твердой. Как писал в 1721 г. А.Д.Меншикову командовавший казаками гетманского регимента генерал Фомы Кантакузино, «работа вельми трудная и что далее, то земля жесточает разов в десять и пятнадцать. Ломом ударить, малую штуку земли отобъет и каждый слой выкапывают дней в 12 и больше. А ныне, за умножением больных и в 16 дней и едва один слой выкопать можно»[9]. Словом, стройка затянулась на десять лет. Подр. см.: Лермонтова М.А. Староладожский канал.
[1] ПЗМ. С. 255; РИО. 34. С. 373.
[2] ПЖПВ. 1718 г. С. 19.
[3] ГСВ. 1. С. 475.
[4] РГАДА. Ф. 9. Отд. 1. Кн. 11. Л. 231 об.; КПБ. 88. Л. 156.
[5] РИО. 11. С. 373-374; КПБ. 88. Л. 157-158 об., 177.
[6] Фейгина. Аландский конгресс. С. 221.
[7] КПБ. 88. Л. 163-164.
[8] АФАК. 1. С. 4-5; Бантыш-Каменский. Обзор. 1. С. 165; КПБ. 88. Л. 201-202.
[9] Цвиркун. Соратник. С. 66.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.