12.08.1703, чт. П. на Олонецкой верфи.
П. на Олонецкой верфи.
Письма и бумаги П.: И.Ю.Татищеву письмо на Сясьское устье о присылке туда корабельного плотника и о поспешном строительстве кораблей. И.Ю.Татищев отвечал 13.08, принято в Лодейном поле 17.08[1].
Разные письма и бумаги: А.Д.Меншиков - П. о том, что в начале августа («до моего от Ям приезда за день»), т.е. 06-07.08, к нему в Ям приезжал голландский шкипер и просил от имени шкиперов 12 кораблей разрешить взять на борт приготовленный лес («брусья»). Сам шкипер при этом здешний («который живет всегда здесь, у лесной рубки»). А.Д.Меншиков разрешил, «чтоб кораблями своими в устье въехал», однако шкипер жаловался, что вице-адмирал Г.Нуммерс их не пропускает, опасаясь, что русские захватят корабли, пробьют в них порты и поставят пушки. Этот шкипер обещал провести ночью один корабль с ренским вином. А.Д.Меншиков пишет, что ищет лоцманов, в конце письма добавил, что ночью мимо шведского флота в устье р. Сестры прошли 6 голландских кораблей, причем «один к помянутому лесу». сообщает, что посылал ранее П. письмо о Виниусе и др. делах[2]*.
Комментарий .
* Выход русских к Финскому заливу оказался полной неожиданностью для шкиперов купеческих кораблей, которые десятками приходили в устье Невы, Луги, Сестры за хлебом, поташем, пенькой, а главным образом - за строевым лесом, который заранее готовился к открытию навигации в этих местах – недаром в письме А.Д.Меншикова упомянут постоянный представитель лесоторговцев, даже постоянно живший возле складов леса. Меншиков пытался как бы перехватить у шведов эту выгодную новому городу торговлю, но флот Гидсона Нумерса, базировавшийся в Выборге, контролировал всю акваториюБалтики от Выборга до Нарвы и не позволял торговым судам подходить к Петербургу и его окрестностям. Лишь по ночам, или после того, как поздней осенью эскадра Гидсона Нумерса уходила на зимнюю стоянку, появилась возможность проскочить купцу в устья впадающих в море рек. И так продолжалось не менее десятка лет – Балтийский флот долгое время оставался слабосильным и не мог защитить мореплавание на Балтике, хотя каботажное плавание на мелких судах вдоль побережья существовало уже с 1703-1704 гг.[3].
[1] ПБП. 2. № 571. С. 230, 625.
[2] Собрание писем. 2. С.27-29; Шарымов. Предыстория. С. 660-661.
[3] Рухманова. Русско-шведская торговля. С. 151.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.