• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

12.08.1703, чт. П. на Олонецкой верфи.




12.08.1703
12.08.1703
Меншиков Александр Данилович (06.11.1673 – 12.11.1729) , как "ближний человек" был с П. в Архангельске и в Осударевом походе, граф (с 1702), князь Священной Римской империи (с 1705), светлейший князь Священной Римской империи, князь Российского царства, князь Ижорский, светлость (с. 1707), сержант Преображенского полка,генерал от кавалерии (с 1705), генерал-фельдмаршал (1709), генералиссимус (с 1727), капитан флота (с 1707), шаутбенахт (с 1716), сенатор (15.12.1717), первым подписал смертный приговор царевичу Алексею (24.06.1718); вице-адмирал (с 1721), адмирал (с 1727), генерал-губернатор Санкт-Петербурга (с 1703), президент Военной коллегии (1717-1724, 1726-1727). , Татищев Иван Юрьевич (1652-1730), дворянин московский, воевода Кашина (1689), стольник (1690), послан в Швецию, нанимал мастеров (1698), руководил судостроением на Луге и Волхове, товарищ воеводы, воевода и комендант В.Новгорода и там же судья, уволен по болезни(1721). Жены: 1-ая с 1673 г. Устинья Ивановна (рожд. Ногина); 2-ая с 1692 г. вдова Евдокия Ивановна княгиня Путятина (рожд. Аничкова). , Нумерс Гидсон (Нуморс, Нумберс, Numers), фон, шведский вице-адмирал , Шарымов А.Н., историк , Рухманова Э.Д., историк


П. на Олонецкой верфи.

Письма и бумаги П.: И.Ю.Татищеву письмо на Сясьское устье о присылке туда корабельного плотника и о поспешном строительстве кораблей. И.Ю.Татищев отвечал 13.08, принято в Лодейном поле 17.08[1].

   Разные письма и бумаги: А.Д.Меншиков - П. о том, что в начале августа («до моего от Ям приезда за день»), т.е. 06-07.08, к нему в Ям приезжал голландский шкипер и просил от имени шкиперов 12 кораблей разрешить взять на борт приготовленный лес («брусья»). Сам шкипер при этом здешний («который живет всегда здесь, у лесной рубки»). А.Д.Меншиков разрешил, «чтоб кораблями своими в устье въехал», однако шкипер жаловался, что вице-адмирал Г.Нуммерс их не пропускает, опасаясь, что русские захватят корабли, пробьют в них порты и поставят пушки. Этот шкипер обещал провести ночью один корабль с ренским вином. А.Д.Меншиков пишет, что ищет лоцманов, в конце письма добавил, что ночью мимо шведского флота в устье р. Сестры прошли 6 голландских кораблей, причем «один к помянутому лесу»[2]*.

Комментарий .

* Выход русских к Финскому заливу оказался полной неожиданностью для шкиперов купеческих кораблей, которые десятками приходили в устье Невы, Луги, Сестры за хлебом, поташем, пенькой, а главным образом - за строевым лесом, который заранее готовился к открытию навигации в этих местах – недаром в письме А.Д.Меншикова упомянут постоянный представитель лесоторговцев, даже постоянно живший возле складов леса. Меншиков пытался как бы перехватить у шведов эту выгодную новому городу торговлю, но флот Гидсона Нумерса, базировавшийся в Выборге, контролировал всю акваториюБалтики от Выборга до Нарвы и не позволял торговым судам подходить к Петербургу и его окрестностям. Лишь по ночам, или после того, как поздней осенью эскадра Гидсона Нумерса уходила на зимнюю стоянку, появилась возможность проскочить купцу в устья впадающих в море рек. И так продолжалось не менее десятка лет – Балтийский флот долгое время оставался слабосильным и не мог защитить мореплавание на Балтике, хотя каботажное плавание на мелких судах вдоль побережья существовало уже с 1703-1704 гг.[3].  

   

 


[1] ПБП. 2. № 571. С. 230, 625.

[2] Шарымов. Предыстория. С. 660-661.

[3] Рухманова. Русско-шведская торговля. С. 151.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.