10.10.1710, вт. П. в СПб.
П. в СПб. «Празднества и кутеж все продолжались». Все обедали у кн. А.М.Черкасского. «Вечером царь ходил из дома в дом к разным лицам, и как при вышеописанной рождественской “славе” в Москве, всюду ели и пили». П. посетил и Юста Юля в 9 часов вечера в компании 400 человек. «Все были совершенно пьяны, за исключением одного (только) царя. Тут царь вручил мне изготовленную на железном заводе в Олонецке шпагу со стальной рукоятью и эфесом», она предназначалась для датского короля, «чтобы он мог видеть, какая работа уже может производиться русскими мастерами на (русских) железных заводах, тогда как при вступлении царя на престол по всей России и не было (ни одного) железного завода и (ни одного) русского оружейника для холодного оружия», подарил шпагу поменьше для наследника престола. «Впоследствии царь говорил мне, что по счету, который вели бывшие с ним слуги, он в тот день выпил 36 стаканов вина. По его (виду) этого, однако, никак нельзя было заметить. (Что касается) генерал-адмирала [Ф.М.]Апраксина, (то он) хвалился, что в (течение) трех дней (празднества) выпил 180 стаканов вина»[1].
Письма и бумаги П.: 1. Кн. А.И.Репнину письмо с предписанием послать в Кенигсберг офицера, чтобы сыскать купца Ганемана, взять у него кость для токарного дела, которую у него оставил Л.В.Измайлов, прислать ее в СПб. И также указано, чтобы офицер поискал «дерево гранадил» для токарного дела[2]; 2. Ивану Люпсу письмо с просьбой найти и выслать кость и «дерево гранадин» для точения[3]; 3. Кн. Ф.Ю.Ромодановскому письмо: «Sire! Извествую Вашему величеству, что всевыще сию компанию едва несравнительну прошлой даровал, ибо и последней город Ревель генералу-лейтнанту [Р.Х.] Боуру на окорд здался. И тако Лифляндия и Эс[т]ляндия весьма от неприятеля очищена. И единым словом изрещи, что неприятель на левой стороне сего Восточного моря не точию городоф, но ниже степени земли имеет. И тако ныне надлежит Господа Бога просить точию о добром мире. И тако сие объявя, В.в. оным поздравляя, прибываю всегдашним нижайшим слугою. Piter»[4]*.
Комментарий.
* Действительно, успех, достигнутый армией П. в 1710 г., был необычайно эффектным и важным. Юст Юль писал 04.10.1710: «Компания нынешнего лета закончилась так счастливо, что о большем успехе и благословении Божием нельзя было мечтать. (В самом деле), в одно лето царь взял восемь сильнейших крепостей, (а) именно: Эльбинг, Ригу, Динамюнде, Пернов, Аренсбург, Ревель, Выборг и Кексгольм) – и благодаря этому стал господином всей Лифляндии, Эстляндии, Карелии и Кексгольма. (Ему) больше ничего не оставалось завоевывать. Успех был тем беспримернее, что при взятии (названных) крепостей было меньше расстреляно пороху, чем в ознаменование радости по случаю всех этих побед и при чашах в их (честь)»[5].
[1] Юль. Записки. С. 212-213.
[2] ПБП. 10. № 4028. С. 360.
[3] ПБП. 10. № 4029. С. 361.
[4] ПБП. 10. № 4030. С. 361.
[5] Юль. Записки. С. 210-211.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.