19.03.1708, пт. П. в Нарве.
П. в Нарве. В письме Г.И.Головкину он описывал свою поездку: «По отъезде от вас в четверток о полудни поспел я наутрее о полудни на Луки, где мешкал (для осматривания крепости) до вечера и того же дня в ночь пустился и приехал в воскресенье на зоре во Псков, где також для розных дел был сутки, потом в понеделник о осми часах из Пскова отъехал и приехал в Дерпт в четвертом часу по полудни того же дня и назавтра (то есть во вторник) о десятом часу в вечеру отъехал из Дерпта и приехал сюды третьево дни, в шестом часу по полоудни. Всей нашей езды от Бешенкович до сего места было трои суток и дватцать часов <…>. Дорога от Бешенкович была до Лук зело плоха, а от Лук сто тридцать верст ко Пскову голая земля, а за сто верст до Пскова и до сего места, как в генваре, изрядная дорога (ныне стало теплее быть) <…>. Сего дня в вечеру, Богу изволшу, поедем в Санкт-Питербурх. И понеже в закладе ваша милость виноват, того для изволь готовить бочку вина - платеж. Piter»[1]. П. выехал вечером из Нарвы в СПб.[2]*.
Письма и бумаги П.: 1. Г.И.Головкину письмо о своем путешествии в Нарву (см. выше); 2. А.Д.Меншикову письмо о том же, с добавлением, что едет в СПб, «где, дай Боже, и вас в радости видеть». А.Д.Меншиков отвечал из Могилева 30.03 и писал, что «был здесь у меня господин [В.С.] Ершов, которой просил, чтоб ево и товарыщей, которые с ним были у дел, пожаловали вы их чинами – ему б, Василью, быть в стольническом списку, товарыщам ево во дьяках. И ежели вашей милости позволение о том будет, прикажи, государь, ко мне отписать»[3].
Разные письма и бумаги: 1. Царевич Алексей - П. из Преображенского об отъезде «святейшего», «а тетушка (Наталия Алексеевна – Е.А.) изволит ехать в нынешнюю неделю. А оставшему мне зело печально, что милости твоей не вижу», о наборе в гарнизон солдат[4]; 2. Грамота Стефана к священникам и церковным старостам об использовании исповеди для выявления намерения к бунту и «на государства какова умышления»[5]**.
Комментарий.
* Смысл спора между П. и Г.И.Головкиным неясен, возможно, что суть его состояла в сроках прибытия П. в СПб. К этому времени относится реконструкция дома П. в Нарве, ранее купленного или конфискованного у столяра Иоганна Луде[6].
** Эти идеи нарушения тайны исповеди во благо государства были развиты позже, в деятельности Синода.
[1] ПБП. 7-1. № 2314. С. 115-116.
[2] ПБП. 7-1. С. 491.
[3] ПБП. 7-1. № 2315. С. 116-117. 492.
[4] Письма царевича Алексея. С. 28-29.
[5] К вопросу о роли духовенства. С. 196-199.
[6] Аристов. Дворец Петра I. С. 223-227.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.