• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

25.01.1721 ср. П. в СПб.




25.01.1721
25.01.1721
Цыпин В., историк, Реснянский С.И., историк, Куренкова Е.А., историк, Феофан (Прокопович Елисей, Феофан Псковский), епископ Псковский, Стефан (Яворский, Еворский), митрополит (архиерей) Рязанский, местоблюститель патриаршего престола , Верховской П.В., историк , Лавров А.С., историк , Живов В.М., историк , Седов П.В., историк, Кошелев Родион Михайлович (Иродион), шталмейстер , Агеева О.Г., историк , Рункевич С.Г., историк , Кондоиди Афанасий (Кандуиди), греческий митрополит , Феодосий (Яновский Фёдор Михайлович), (Невский архимандрит), вице-президент Синода, архиепископ Новгородский и Великолуцкий , Терновский Ф.А., историк, Леонид Петровский, иерей см. Леонид (ум. 18.02.1743), архимандрит Высокопетровский., Петр, иерей Самсоновский, Cracraft J., историк, Bissonnnette G., историк, Иоанн (Экономцев), игумен, историк, Будин П.А., историк, Петр (Смелич) (ум. 27.11.1744), архимандрит Симонова монастыря (с 1713), советник Синода, ведал Московской синодальной канцелярией (с 1722), архимандрит Александро-Невского монастыря (с 31.07.1725). епископ Белгородский о Обояньский (1736 – 1742)., Иерофей (Прилуцкий) (26.10.1682 – 08.11.1728), иеромонах в Иркутске, с 1718 г. священник «на кораблях», епископ Новоспасский, архимандрит Донского монастыря, член Синода (с 1721 г.?)., Гавриил (Бужинский Гавриил Федорович) (1680-27.04.1731), учитель Славяно-греко-латинской академии (с 1706) иеромонах (с 1709), в Александро-Невском монастыре (с 1714), обер-иеромонах флота (1718), автор сочинения «В похвалу Санкт-Петербурга» (1717), префект Славяно-греко-латинской академии (с 1720), архимандрит Ипатиевского монастыря (22.01.1721), советник Синода, протектор школ и типографий (с 25.12.1721), настоятель Троице-Сергиева монастыря (с 20.03.1722), епископ Рязанский и Муромский (с 30.10.1726), под следствием (до 1730), Гавриил, архимандрит Ипатьевского монастыря см. Гавриил (Бужинский


П. в СПб, был в Адмиралтействе и на Галерном дворе, слушал регламент Духовной коллегии и был на ассамблее у Р.М.Кошелева[1].

Письма и бумаги П.: 1. Указ именной (манифест) об учреждении Духовной коллегии (Святейшего Синода)[2 ]; 2-3. Резолюция на списке членов Синода («Сих, призваф в Сенат, объявить также указ им вручить и присягу»[2а]); присяга членов Синода и их подписи[3]*; 4. Регламент, или устав Духовной коллегии с манифестом[4].

Комментарий.

*Первый список членов Синода: «архирей президент Стефан, митрополит Рязанский, вице-президенты: Феодосей Новгородский, Феофан Псковский, советники: архимандрит Петр (Смелич – Е.А.) Симоновской, Леонид Петровской (точнее – Высокопетровский – Е.А.), Гаврила (Бужинский – Е.А.), игумен Ипацкого монастыря. Асессоры: протопопы Иоанн (Семенов – Е.А.) Троицкий, Петр (Григорьев – Е.А.), иерей Самсоновский, да греческий черный священник» (Афанасий Кондоиди)[5]. По другим данным Леонид стал членом Синода с 1731 г., не упомянут среди советников Иерофей (Прилуцкого, архимандрита Новоспасского, архимандрит Донского монастыря)[6].  Известно, что Стефан, назначенный П. президентом Синода, был против создания этого учреждения или, по крайней мере, своего личного участия в его работе. Но, как раньше, при назначении местоблюстителем, он не мог сопротивляться воле «верховного жреца». По поводу его оппозиционности церковной реформе Ф.А.Терновский писал, что «по мнению Петра митрополит Стефан был всего менее опасен тогда, когда стоял на вершине иерархии без всякой действительной власти. В этом положении митрополит Стефан был даже несколько полезен для Петра потому, что должен был скреплять своим именем и авторитетом такие реформы, которым нисколько не сочувствовал ни сам Стефан, ни люди одного с ним направления»[7]. Подр. о церковной реформе и ее значении см.: Верховской П.В. Учреждение Духовной коллегии. Т.1; Cracraft J.. The Church Reform of Peter the Great; Рункевич С.Г.Учреждение и первоначальное устройство Святейшего Правительствующего Синода; Живов В.М. Разыскания. С. 364-380; Bissonnnette G. Peter the Great and the Church as an educational institution. Р. 3-19; Востоков Н.А. Святейший Синод.;  Будин П.А. Петр Великий и церковь. С. 78-96; Лавров А.С. Колдовство и религия. С. 344-346; Седов П.В. «Все де ныне государево». С. 122-142; Агеева О.Г. Петр I и реформа Русской церкви. С. 15 – 30; Реснянский С.И., Куренкова Е.А. Церковно-государственная политика Петра I. С. 21 -29; Мнение РПЦ о петровской реформе наиболее полно выразил игумен Иоанн (Экономцев), а также протоиерей В.Цыпин [8].

 


 

 


[1] ПЖПВ. 1721 г. С. 18-19.

[2] РГАДА. Ф. 1451. Оп. 1. Д. 13. Л. 19-20; КПБ. 97. Л. 109, 115; ЗА. 2-3. С. 386-387; Верховской. Учреждение Духовной коллегии. 2. С. 3-7.
[2 а]. РГАДА. Ф. 1451. Оп. 1. Д. 13. Л.18 – об.

[3] РГАДА. Ф. 1451. Оп. 1. Д. 13. Л. 21-22; КПБ. 97. Л. 111-112; ЗА. 2-3. С. 388-389.

[4] ПСЗ. VI. № 3718. С. 314-346; ПСПР. 1. С. 1-32.

[5] РГАДА. Ф. 1451. Оп. 1. Д. 13. Л.18- об.; КПБ. 97. Л. 111-112.

[6] ЗА. 2-3. С. 389.

[7] Терновский. Очерки. С. 318.

[8] Игумен Иоанн. Церковные реформы Петра I. С. 12-18; Цыпин В. История Русской православной церкви.  


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.