• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

25.01.1721 ср. П. в СПб.




25.01.1721
25.01.1721
Феофан (Прокопович Елисей, Феофан Псковский), епископ Псковский, Стефан (Яворский, Еворский), митрополит (архиерей) Рязанский, местоблюститель патриаршего престола , Верховской П.В., историк , Феодосий (Яновский Фёдор Михайлович), (Невский архимандрит), вице-президент Синода, архиепископ Новгородский и Великолуцкий , Лавров А.С., историк , Живов В.М., историк , Седов П.В., историк, Кошелев Родион Михайлович (Иродион), шталмейстер , Агеева О.Г., историк , Рункевич С.Г., историк , Гавриил, архимандрит Ипацкого монастыря, Кондоиди Афанасий (Кандуиди), греческий митрополит , Терновский Ф.А., историк, Леонид Петровский, иерей, Петр Симановский, архимандритСНЯТЬ, Петр, иерей Самсоновский, Иоанн (Экономцев), игумен, историк, Cracraft J., историк, Bissonnnette G., историк, Будин П.А., историк, Цыпин В., историк, Реснянский С.И., историк, Куренкова Е.А., историк


П. в СПб, был в Адмиралтействе и на Галерном дворе, слушал регламент Духовной коллегии и был на ассамблее у Р.М.Кошелева[1].

Письма и бумаги П.: 1. Указ именной (манифест) об учреждении Духовной коллегии (Святейшего Синода)[2]; 2-3. Резолюция на списке членов Синода («Сих, призваф в Сенат, объявить также указ им вручить и присягу»); присяга членов Синода и их подписи[3]*; 4. Регламент, или устав Духовной коллегии с манифестом[4].

Комментарий.

* Первый список членов Синода: «архирей президент Стефан, митрополит Рязанский, вице-президенты: Феодосей Новгородский, Феофан Псковский, советники: архимандрит Петр Симановской, Леонид Петровской, Гаврила, игумен Ипацкого монастыря. Асессоры: протопопы Иоанн Троицкий, Петр, иерей Самсоновский, да греческий черный священник» (Афанасий Кондоиди)[5]. Известно, что Стефан, назначенный П. президентом Синода, был против создания этого учреждения или, по крайней мере, своего личного участия в его работе. Но, как раньше, при назначении местоблюстителем, он не мог сопротивляться воле «верховного жреца». По поводу его оппозиционности церковной реформе Ф.А.Терновский писал, что «по мнению Петра митрополит Стефан был всего менее опасен тогда, когда стоял на вершине иерархии без всякой действительной власти. В этом положении митрополит Стефан был даже несколько полезен для Петра потому, что должен был скреплять своим именем и авторитетом такие реформы, которым нисколько не сочувствовал ни сам Стефан, ни люди одного с ним направления»[6]. Подр. о церковной реформе и ее значении см.: Верховской П.В. Учреждение Духовной коллегии. Т.1; Cracraft J.. The Church Reform of Peter the Great; Рункевич С.Г.Учреждение и первоначальное устройство Святейшего Правительствующего Синода; Живов В.М. Разыскания. С. 364-380; Bissonnnette G. Peter the Great and the Church as an educational institution. Р. 3-19; Будин П.А. Петр Великий и церковь. С. 78-96; Лавров А.С. Колдовство и религия. С. 344-346; Седов П.В. «Все де ныне государево». С. 122-142; Агеева О.Г. Петр I и реформа Русской церкви. С. 15 – 30; Реснянский С.И., Куренкова Е.А. Церковно-государственная политика Петра I. С. 21 -29; Мнение РПЦ о петровской реформе наиболее полно выразил игумен Иоанн (Экономцев), а также протоиерей В.Цыпин [7].

 


 

 


[1] ПЖПВ. 1721 г. С. 18-19.

[2] ЗА. 2-3. С. 386-387; КПБ. 97. Л. 109, 115; Верховской. Учреждение Духовной коллегии. 2. С. 3-7.

[3] ЗА. 2-3. С. 388-389; КПБ. 97. Л. 111-112.

[4] ПСЗ. VI. № 3718. С. 314-346; ПСПР. 1. С. 1-32.

[5] КПБ. 97. Л. 111-112.

[6] Терновский. Очерки. С. 318.

[7] Игумен Иоанн. Церковные реформы Петра I. С. 12-18; Цыпин В. История Русской православной церкви. Синодальный и новейшие периоды (1700 – 2005 гг.). Сретенский монастырь. М., 2007.  


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.