25.01.1721 ср. П. в СПб.
П. в СПб, был в Адмиралтействе и на Галерном дворе, слушал регламент Духовной коллегии и был на ассамблее у Р.М.Кошелева[1].
Письма и бумаги П.: 1. Указ именной (манифест) об учреждении Духовной коллегии (Святейшего Синода)[2 ]; 2-3. Резолюция на списке членов Синода («Сих, призваф в Сенат, объявить также указ им вручить и присягу»[2а]); присяга членов Синода и их подписи[3]*; 4. Регламент, или устав Духовной коллегии с манифестом[4].
Комментарий.
*Первый список членов Синода: «архирей президент Стефан, митрополит Рязанский, вице-президенты: Феодосей Новгородский, Феофан Псковский, советники: архимандрит Петр (Смелич – Е.А.) Симоновской, Леонид Петровской (точнее – Высокопетровский – Е.А.), Гаврила (Бужинский – Е.А.), игумен Ипацкого монастыря. Асессоры: протопопы Иоанн (Семенов – Е.А.) Троицкий, Петр (Григорьев – Е.А.), иерей Самсоновский, да греческий черный священник» (Афанасий Кондоиди)[5]. По другим данным Леонид стал членом Синода с 1731 г., не упомянут среди советников Иерофей (Прилуцкого, архимандрита Новоспасского, архимандрит Донского монастыря)[6]. Известно, что Стефан, назначенный П. президентом Синода, был против создания этого учреждения или, по крайней мере, своего личного участия в его работе. Но, как раньше, при назначении местоблюстителем, он не мог сопротивляться воле «верховного жреца». По поводу его оппозиционности церковной реформе Ф.А.Терновский писал, что «по мнению Петра митрополит Стефан был всего менее опасен тогда, когда стоял на вершине иерархии без всякой действительной власти. В этом положении митрополит Стефан был даже несколько полезен для Петра потому, что должен был скреплять своим именем и авторитетом такие реформы, которым нисколько не сочувствовал ни сам Стефан, ни люди одного с ним направления»[7]. Подр. о церковной реформе и ее значении см.: Верховской П.В. Учреждение Духовной коллегии. Т.1; Cracraft J.. The Church Reform of Peter the Great; Рункевич С.Г.Учреждение и первоначальное устройство Святейшего Правительствующего Синода; Живов В.М. Разыскания. С. 364-380; Bissonnnette G. Peter the Great and the Church as an educational institution. Р. 3-19; Востоков Н.А. Святейший Синод.; Будин П.А. Петр Великий и церковь. С. 78-96; Лавров А.С. Колдовство и религия. С. 344-346; Седов П.В. «Все де ныне государево». С. 122-142; Агеева О.Г. Петр I и реформа Русской церкви. С. 15 – 30; Реснянский С.И., Куренкова Е.А. Церковно-государственная политика Петра I. С. 21 -29; Мнение РПЦ о петровской реформе наиболее полно выразил игумен Иоанн (Экономцев), а также протоиерей В.Цыпин [8].
[1] ПЖПВ. 1721 г. С. 18-19.
[2] РГАДА. Ф. 9. Оп. 1. Кн. 14. Л. 104; РГАДА. Ф. 1451. Оп. 1. Д. 13. Л. 19-20; КПБ. 97. Л. 109, 115; ЗА. 2-3. С. 386-387; Верховской. Учреждение Духовной коллегии. 2. С. 3-7.
[2 а]. РГАДА. Ф. 1451. Оп. 1. Д. 13. Л.18 – об.
[3] РГАДА. Ф. 1451. Оп. 1. Д. 13. Л. 21-22; КПБ. 97. Л. 111-112; ЗА. 2-3. С. 388-389.
[4] ПСЗ. VI. № 3718. С. 314-346; ПСПР. 1. С. 1-32.
[5] РГАДА. Ф. 1451. Оп. 1. Д. 13. Л.18- об.; КПБ. 97. Л. 111-112.
[6] ЗА. 2-3. С. 389.
[7] Терновский. Очерки. С. 318.
[8] Игумен Иоанн. Церковные реформы Петра I. С. 12-18; Цыпин В. История Русской православной церкви.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.