02.03.1718, вс. П. в Преображенском
П. в Преображенском, в церкви «на Старом дворце», инцидент с подьячим Илларионом Докукиным, подошедшим к П. и вручившим ему письменное несогласие с отлучением от трона царевича Алексея, П. тотчас передал письмо и самого автора П.А.Толстому[1].
Письма и бумаги П.: 1-2. Капитану-поручику Ю.А.Ржевскому указ о переписи и обложении раскольников Н.Новгорода налогами и о поимке беглых солдат; кн. С.И.Путятину указ о переписи и обложении раскольников[2]; 3. Ю.А.Ржевскому указ-инструкция о порядке ведения дел над нижегородскими раскольниками, о наказании священников, укрывающих раскольников, о невыборе в старосты и бурмистеры из числа раскольников, о репрессиях в отношении укрывшихся от двойного оклада[3]*;4. Указ (инструкцию) капитан-поручику кн. В.А.Урусову об описании берегов Каспия от Астрабада до Гиляни, обращая особое внимание на гавани, устья рек, подходящие для высадки и укрытия флота во время шторма, рекомендано избегать контактов с персами и др. народами[4]; 5. Ф.П.Веселовскому указ о сношении его касательно важных делах в дальнейшем с английскими министрами и об отправлении «Оксфорда»[5].
Разные письма и бумаги: А.Д.Меншиков – П. о необходимости не предаваться печали в связи с делом царевича Алексея (цит. выше)[6].
Комментарий.
* Эта инструкция была составлена на основе предложений архимандрита (с 23.03.1719 епископа, с 1724 г. – архиепископа Нижегородского и Алатырского) Питирима по борьбе со старообрядцами в Нижегородском уезде[7]. С этого момента образовалась Канцелярия капитан-поручика Ю.А.Ржевского в Нижнем Новгороде по делам раскольников[8]. Сохранились пометы П. на предложениях Питирима. Затем П. правил «Пункты» для Ю.А.Ржевского. После этого появился указ о борьбе с укрывательством раскольников попами, разосланный в адрес Нижегородского (Питирима), Крутицкого (Алексия), Златоустовского (Антоний) и, вероятно, других архиереев[9]. Вице-губернатором Нижегородской губернии был назначен капитан-поручик Преображенского полка Ю.А.Ржевский[10]. Душой борьбы с старообрядцами в петровское время стал Питирим, поддержанный П. Выходец из старообрядцев он принял догматы официальной церкви и стал одним из самых яростным борцов против «раскола». Великолепно зная священные тексты и психологию староверов, он стремился не просто расправиться с ними, но и добиться над ними богословской и моральной победы, устраивая диспуты, которые рано или поздно заканчивались застенком для наиболее «заледенелых раскольников». Питирим был своеобразным теоретиком борьбы с расколом, автором полемической книги «Пращица Духовная» (1721 г.), которую называют «книгой русской инквизиции». Подр. см.: Доклад-предложение Питирима о борьбе с раскольниками, 1718 г.[11]. См. подр.: Есипов Г.А. Раскольничьи дела. 2. С. 269; Морохин А.В. Архиепископ Нижегородский и Алатырский Питирим; а также Питирим, архиепископ. С. 31-33. От Петра. С. 99 -100; Пудалов. «В соединении»; фото archive-nnov.ru?!d=9802 (Дата обращения 06.03.2023).
[1] Есипов. Раскольничьи дела. 1. С. 158-160, 2. с. 221.
[2] РГАДА. Ф. 9. Отд. 1. Кн. 11. Л. 184 об.-185; РГАДА. Ф. 9-2. Оп. 2. Ч. 1.Д. 32. Л. 183; КПБ. 87. Л. 213; От Петра. С. 128 -129.
[3] РГАДА. Ф. 9-2. Оп. 2. Ч. 1.Д. 31. Л. 25-26; Верховской. Учреждение Духовной коллегии. 2. С. 122-123; Голиков. Голиков. ДПВ. 7. С. 340-341; КПБ. 87. Л. 214-об., 215-216; 495-496; Есипов. Раскольничьи дела. 2. С. 201, 208.
[4] РГАДА. Ф. 9. Отд. 1. Кн. 11. Л. 182-183; ПСЗ. V. № 3177. С. 549-550; КПБ. 87. Л. 217-222; МИРФ. 4. С. 282.
[5] Голиков. Дополнения к ДПВ. 12. С. 36-37.
[6] Голиков. Дополнения к ДПВ. 12. С. 26-27.
[7] Есипов. Раскольничьи дела. 2. С. 219-221.
[8] Бабич. Государственные учреждения. С. 239.
[9] КПБ. 88. Л. 497-499.
[10] Морохин. Архиепископ. С. 74; ср. Губернии в России. С. 82.
[11] КПБ. 89. Л. 28-29 об.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.