• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

29.06.1672, сб., День ап. Петра и Павла. Тезоименитство П. Крещение П.




29.06.1672
29.06.1672


В 3-м часу дня (т.е. в 6 часов утра) до обедни в церкви святителя Алексея духовник царя, протопоп Благовещенского собора Андрей Савинов, крестил П. Восприемниками были царевич Федор Алексеевич и царевна Ирина Михайловна, П. выносили мама боярыня княгиня У.И.Голицына; с младенца сняли мерку и заказали иконописцу Федору Козлову образ святого апостола Петра на кипарисовой доске мерою в рост царевича – длиной в 11 вершков и шириною в 3 вершка, «золотом и серебром и красками»*. Родинный стол был в Грановитой палате[1].

Комментарий .

* Известно, что икону заказали Симону Ушакову и тот начал ее писать, но заболел, так что закончил икону Федору Козлов[2]. В литературе были споры о том, по имени какого святого назван царевич Петр. Е.Ф.Шмурло опровергал распространенные в литературе утверждения, что небесным покровителем П. был преподобный Петр Афонский, память которого праздновалась 12 июня. Именины П. всегда праздновались 29 июня, в день Cвятых апостолов Петра и Павла. Е.Ф.Шмурло отмечает, что в царской семье разрыв между днем рождения и днем именин был небольшим (обычно в пределах недели-двух). Здесь же разрыв между днем рождения и днем ангела составил месяц, что по тем временам необычно – кажется, что специально дожидались Петрова дня, чтобы крестить младенца именно в этот день. Е.Ф.Шмурло пишет по этому поводу: «Очевидно, будущий преобразователь родился не только в эпоху новых веяний, но уже и теперь, на самых первых порах своего существования, как бы хотел подчеркнуть, насколько в последующей жизни пойдет он вразрез с установленными формами и традициями. Можно думать, что родители в данном случае руководствовались более желанием дать ребенку непременно известное имя, чем потребностью соблюсти установленный обычай»[3].

 


[1] Сб. выписок. 1. С. 1; Миллер. Рождение. С. 97-98.

[2] Забелин. Детские годы. С. 6-7; Богословский. Петр. 1. С. 13, 399; ; Самойлова. Иконы и Власть. Выставка-реконструкция догмата богоизбранности московского государя; Симон Федорович Ушаков // Словарь русских иконописцев. С. 693..

[3] Шмурло. Критические заметки. 7-8. С. 211.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.