• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

01.01.1710, вс. П. в Москве, участвовал в празднествах




1.01.1710
1.01.1710
Екатерина Алексеевна (Скавронская Марта, Крузе Марта, Трубачева, Катерина, Катерина Васильевская, Васильефская, Катерина-сама-третья, Матка, царица, Государыня), царица, императрица Екатерина I. , Корчмин Василий Дмитриевич (до 1671 – 1729), стольник царицы Прасковьи Федоровны, потешный (с 1691), бомбардир (1694), волонтер, учеба в Кенигсберге и Берлине (1697-1698), в начальных людях (1700), в разведке в Нарве (1700), сопровождал П. в Архангельск и в походе по Осударевой дороге (1702), как майор гвардии подписал смертный приговор царевичу Алексею (24.06.1718), бригадир, упомянут среди написанных на житье и в строение в СПб (07.12.1720); крупный инженер и изобретатель; жены: имя неизв. (рожд. дочь дьяка Артамона Тимофеева), 2-а Ирина Васильевна (Источн.: О высочайших пришествиях; РГАДА.Ф.350. Оп. 3. Д. 1. Л. 205 об.) см. справку в Википедии и словарях., Юль Юст (Juel Just) (14.10.1664 – 08.08.1715), датский командор (1704), посол в России (1709 – 1711), вице-адмирал (1712), убит ядром в сражении при Ясмунде. , Пипер Карл (Piper Carl), граф , Уитворт Чарльз (Витворт, Whitworth Charles), английский дипломат , Станислав I Лещинский (Stanisław Leszczyński), воевода Познанский, король Польши, Стефан (Яворский, Еворский), митрополит (архиерей) Рязанский, местоблюститель патриаршего престола


П. в Москве, участвовал в празднествах. Служили благодарственный молебен, состоялся фейерверк, идею и план которого разработал П., а осуществил В.Д.Корчмин. Особое внимание было уделено символике: Карл XII - Фаэтон («От возношения низвержение») и пр. Празднества по указу П. были организованы и русскими послами в Европе[1]. Юст Юль сообщал, что П. пригласил его на богослужение в Успенский собор, службу вел Стефан, «царь стоял посредине церкви вместе с протчею паствой, и хотя обыкновенно он носит собственные волосы, однако в тот раз имел на (голове) старый парик, так как в церкви, когда ему холодно голове, он надевает парик одного из своих слуг, стоящих поблизости; по миновении же в нем надобности отдает его кому-нибудь по соседству. На (царе) был орден Святого Андрея, надеваемый им лишь в редких случаях. Он громко пел наизусть так же уверенно, как священники, монахи и псаломщики (имевшие) перед собою книги, ибо все часы и обедню (царь) знает, как “Отче наш”». По окончании службы П. со свитой поехал на место проведения фейерверка, там была большая зала с двумя столами для пира, в зале два больших поставца с драгоценной посудой. «Сняв с себя орден, царь сел за стол. Тотчас после него сели прочие, где попало, без чинов, (в том числе) и офицеры его гвардии до поручиков включительно». Гвардейцы с ружьями стояли вокруг здания, за столом сидели 182 чел. «Мы просидели за столом целый день (сев за него) в 10 часов утра и (поднявшись лишь) два часа спустя после наступления темноты. Царь два раза вставал из-за стола и подолгу отсутствовал. Пили разные чаши, причем стреляли из орудий, поставленных для этой цели перед домом. Забавно было видеть, как один русский толстяк ездил взад и вперед по зале на маленькой лошади и как раз возле царя стрелял из пистолета, (чтобы) при чашах (подавать) сигнал к пушечной пальбе. По зале лошадку толстяка водил под узцы калмык. Пол (залы) на русский лад был устлан сеном по колено. Тут царь показал мне меч, (весь) с клинком и рукоятью, сработанные в России из русского железа и русским маcтером. (Меч этот) царь носил на бедре. Он рассказал мне, что накануне с одного удара разрубил им пополам барана поперек спины». Митрополит и священники сидели за особым столом и ели рыбу. В 10 часов вечер был сожжен красивый фейерверк». Юст Юль описывает сюжет фейерверка и сообщает далее, что Карл Пипер и шведы были приглашены смотреть фейерверк в особом зале. Екатерину и остальных женщин угощали также в особой зале, «так что в этот раз они, против обыкновения, не были вместе с мужчинами»[2]. П. пояснял символику фейерверка Чарльз Уитворту, выражал симпатию к Англии[3].

Письма и бумаги П.: Записка о фейерверке, данном в Москве 01.01 по случаю победы у Полтавы: «А. Гора каменная, являющая Шведское государство; В. Лев, выходящей из-за оной горы, являл армею шведскую; С. Столп с короною являл государство Полское, х которому приближался леф и оной нагнул, являя победу над тем государством и изгнания к(ороля) и насильная возведения на тот престол бунтовщика [Станислава] Лещинского; Д. Другой столб с короною, являющий государство Российское, х которому леф приближился с намерением таким же, как и к первому; Е. Потом явился орел для защищения оного столпа, являющий армею росискую и оного лва Перуном (или огненными стрелами) разшип с великим громом. Потом и первой столп паки прям стал, являя избавление Польше и возвращение короны к(оролю) Августу [II] чрез оружие российское»[4].

 


[1] Ровинский. Обозрение. С. 186; Васильев. Старинные фейерверки. С. 40-42.

 

[2] Юль. Записки. С. 116-118.

[3] РИО. 50. С. 299-300.

[4] ПБП. 10. № 3561. С. 9.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.