• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

03.01.1718, пт. П. в Преображенском или в Москве.




3.01.1718
3.01.1718
Блюментрост Лаврентий Лаврентьевич (Роберт-Лоуренс, Blumentrost Laurentius), доктор, Геннин Вилим Иванович (Гейнен, Геннинг, Геник, Георг-Вильгельм, Hennin Wilhelm Georg de)(1676 – 12.04.1750), на русской службе (с 1698), при Оружейной палате, по его данным фейерверкер (1698), однако учтен в Оружейной палате как «архитектурного дела иноземец» и раскрашивал шкатулку (1698), поручик (1700), капитан (1702), подполковник (1710), участвовал во взятии Выборга и Кексгольма (1710), ведал материальной частью артиллерии, был близок с Я.В.Брюсом, комендант Олонца и начальник Петровских и др. заводов (1713 – 1716), за границей (1716, 1719 – 1720), генерал-майор (1721), начальник горных заводов Урала (с 1721), основатель Екатеринбурга (1723), генерал-лейтенант (1727) (Источн.: Серов. Строители империи. С. 225; Серов. «Вечером из русского лагеря…»; собст. информ.), Иеремия III, патриарх Константинопольский , Спиноль Эсхил (Типноль), генерал-фискал, Георг I (George I), король, он же Георг I Людвиг (Георг-Людовик, Georg Ludwig von Hannover,) (28.05.1660 – 11.06.1727), кронпринц, затем курфирст Ганноверский (с 23.01.1698), сын Софьи Ганноверской, король Великобритании и Ирландии (с 01.08.1714), жена (с 1682): София-Доротея Целльская (1666 – 1726), известная как принцесса Альденская, Апраксин Федор Матвеевич (27.11.1661 – 10.11.1728), стольник, пожалован в комнатные стольники (15.01.1693), двинской воевода и губернатор Архангельска (22.08.1694-20.02.1698), поручик Семеновского полка (1694), полковник (1696), адмиралтеец, судья Адмиралтейского приказа (18.02.1700), адмирал и президент Адмиралтейств (08.03.1707), генерал-адмирал, действительный тайный советник (май 1709), генерал-губернатор Азова (май 1709 или 06.02.1710 - 1719), граф (вместе с П.М.Апраксиным)(1709), (06.02.1710 – 1719), боярин (1713?), под следствием (1714), сенатор (с 1717), подписал смертный приговор царевичу Алексею (24.06.1718);президент Адмиралтейств-коллегии (1717), губернатор Ревеля (1719), член Верховного тайного совета (1726), в отставке (с 1727). Жена Домна Богдановна (рожд. Хрущова), (ум. 1702) (Источн.: собств. информ.; Захаров. Боярские списки. (Дата обращения 17.06.2021); Барсуков. С. 66)., Гёрц Георг-Генрих (Гёрдц, Гёртц, Гериц, Görtz Georg Heinrich von) фон, барон (1668 – 1719), дипломат, Голиков И.И., историк , Бантыш-Каменский Н.Н., историк , Анисимов Е.В., историк, Веселовский Федор Павлович, дипломат , Пашков А.М., историк , Самойлов Н. историк, Циммерман Мартын, управляющий Кончезерскими медными заводами , Рябов (Рябоев) Иван, молотовой работник , Арескин Джон (Эрскин, John Erskine, Earl of Mar) (1675–1732), 6-ой граф Мар (Mar), герцог Ормондский, прозвище Боббинг Джон, племянник Р.К.Арескина, шотландец, якобит, мятежник (с 1714), потерпел поражение от королевских войск при Шерифмюире (ноябрь 1715), бежал во Францию, признан парламентом изменником , Капуста Л.И., историк, Шуберт Готлиб, врач


П. в Преображенском или в Москве. На Марциальных водах В.И.Геннин заложил деревянный дворец П., построенный за месяц[1].

Письма и бумаги П. : 1. Жалованная грамота архиепискому Константинопольскому Иеримию[2]; 2. Генерал-фискалу Эсхилу Спинолю письмо о том, что «отправили мы тебя из [Хет-]Лоо в Мекленбургию (Мекленбург – Е.А.) для освидетельствования о жалобах» на русские войска, предписано срочно приехать с докладом[3]; 2-3. Ф.П.Веселовскому письмо с благодарностью за сообщении о Спиноле, который уехал в Англию, «и говорит со многим о дворе нашем неучтивством»; предписание обратиться к королю Георгу I с просьбой о депортации его[4]; ему же с предписанием получить аудиенцию у Георга I и объяснить ему всю ситуацию с Г.Г.Гёрцем и началом мирного процесса[5].

Разные письма и бумаги: В.И.Геннин «с заводов» (Петровских, Олонецких) Ф.М. Апраксину о том, что Л.Л.Блюментрост «по учиненной пробе хвалит чрез меру здешнюю новую минеральную воду от меня отысканную» и что в этот же день заложил сего января 3-го дня у колодезя дворец, как сам Е.ц.в. изволил приказать и стану поспешать…». Конечно, Ф.М.Апраксин сообщил об этом П.[6]*

Комментарий. *С основанием курорта «Марциальные воды» ясности нет. Очевидно, что толчком стал указ П. Сенату от 24.06.1717 о посылке доктора Готлиба Шуберта (по инициативе Д.Арескина) «искать в нашем государстве (а особливо в таких местах, где есть железные руды) ключевых вод, которыми можно пользоваться от болезней, наприклад Пирмонтская, Шпавассер и проч.». Надо полагать, что В.И.Геннин, получив информацию об этом указе, тотчас начал действовать, написав письмо Ф.М.Апраксину о якобы открытии им источника целебной минеральной воды, что стало известно царю (пославшему Геннину указ, о котором упомянуто в письме Геннина Апраксину) после чего на Петровские заводы приехал Л.Л.Блюментрост (вероятнее всего, посланный П.), одобривший пробы воды. Устоявшаяся, вошедшая в справочники версия открытия названных позже Марциальными водами (от имени Марса, бога войны и железа) следующая: открытие источника принадлежит не Геннину, а приписному к Кончезерским заводам крестьянину Ивану Рябоеву, «скорбевшему сердечной болезнью», он обнаружил незамерзающий ключ на болоте Раударсуо у Габозера, из которого он попил воды и почувствовал облегчение. В 1720 г. он подал П. челобитную, отстаивая свое первенство в открытии источника: «В прошлом 1714 году при бытности господина полковника и коменданта Вилима Ивановича Геннина, был я нижайший по приказу господина плавильщика Мартина Циммермана послан за урядом в зимнее время над рудяными возчиками у железной руды на Рав-болоте, и до того я нижайший скорбел многие годы сердечною болезнию, а из некоторых мест с оного болота крестьяне руду возили, а я нижайший за оною болезнью чуть жив волочился, и пришед к колодцу и стал воду нить, и почал Богу молиться, чтоб Бог с оной воды дал исце­ление, и я, нижайший раб, твой из оного колодезя, ради своей болезни, по три дня воды пил, и после трех дней стало быть лучше, и от того стал здоров и поныне ничем не болезную; и в то время я нижайший про вышеименованную воду обвестил на медных заводах господину плавильщику Мартину Михайловичу, а по тому моему доношению ведомо учинилось господину артиллерии полковнику и коменданту Вилиму Ивановичу Геннину». П. признал первенство Рябоева и освободил его и его землю от налогов и работ на заводе (см. 22.03.1720). Подр. см.: Капуста Л. И. Марциальные воды; Анисимов. Петр Великий о Боге, болезнях и минеральной воде. С. 79-85. Ст. Б.Е.Романова "Марциальные воды" (Карелия. Энциклопедия. Петрозаводск., 2009. Т. 2. С. 195-196) содержит ошибки. 

 


[1] Пашков. Резиденция Петра I. С. 235; Капуста. Первый российский курорт. С. 88-92.

[2] КПБ. 87. Л. 2.

[3] КПБ. 87. Л. 6; Бантыш-Каменский. Обзор. 1. С. 132.

[4] Голиков. ДПВ. 7. С. 9-10; КПБ. 87. Л. 7.

[5] Голиков. ДПВ. 7. С. 3-содержит ошибки  в 4.

[6] Самойлов. Петр Великий на Марциальных водах. С. 7-8.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.