Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес:
190068 Санкт-Петербург
Набережная канала Грибоедова, 123 лит А, кабинет 123
Тел. +7 812 644-59-11 *61417
Руководитель департамента
10 ноября 2016 года гостем регулярного международного научного семинара «Границы истории» стал Себастьян Конрад, профессор Свободного Университета в Берлине, руководитель магистерской программы «Глобальная история»(Freie Universität в Берлине, Германия), выступивший с докладом «Глобальные трансформации времени в девятнадцатом веке», основанном на монографии "What is Global History?", вышедший в издательстве Princeton University.
Семинар организован Центром исторических исследований НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург в партнерстве с Германским Историческим Институтом в Москве.
В центре внимания доклада находился анализ трансформации представления о времени в XIX веке в глобальной перспективе. Глобальная трансформация времени повлияла на формирование нового временного режима, состоящего из четырех основных понятий: «стандартизация», «глобальная синхронность», «прогрессивное время» и «глубокое историческое время». В связи с чем, революцию времени следует понимать в качестве многогранного ответа на глобальные трансформации в XIX веке.
Свой доклад С. Конрад начал с особенностей измерения времени в Японии в XVII веке, когда высокотехнологичные европейские приборы – часы – впервые были доставлены в Японию. Вопрос заключался в том, как в контексте нового режима измерения времени трансформировались локальные представления о мировом времени? Современные измерительные приоры были изменены в угоду местным особенностям времяисчисления в Японии, таким образом глобальное время соединялось с локальной космологией. Во время второго европейского времяизмерительного пришествия ситуация в Японии радикально изменилась: повсюду стали строить башни с часами (символический акт трансляции европейского цивильного сознания), люди повсеместно носили часы – произошла трансформация в измерении и понимании времени, вместе с тем европейская идея истории была перенесена в Японию.
С одной стороны, современное восприятие времени освободило (liberated) людей от старовременных языковых и мыслительных суеверий и предрассудков. С другой, навязывало определенное (cultural imperialism) глобальное представление о прошлом и будущем. Одно является неоспоримым – место распространения такого временного восприятия – Европа. Однако фокус исследования С. Конрада направлен на другую сторону вопроса: рассмотреть разные стороны модерного «чувства» времени из разных географических перспектив. В связи с чем основной целью доклада являлся анализ глобальной трансформации времени за пределами парадигмы культурных трансферов, одним из аргументов которого, является мнение о том, что контекст и социальные трансформации сделали культурные трансферы в ту или иную часть мира возможными. Другими словами, по мнению Конрада, не формирование, к примеру, нового календаря привело к его распространению и глобальному использованию, а, наоборот, социальный контекст определил появление календаря в определенный период.
Далее Себастьян Конрад обратился к интеллектуальной рамке изменения и понимания времени, которое состоит из четырех категориальных понятий: «стандартизация», «глобальное время и синхронность», «прогресс», «глубокое время». Данные понятия напрямую не относятся к временной трансформации, так как их можно повстречать в абсолютно различных сфера, например, в исследовании нациестротельства, колониализма, геологии и географии, однако в данном случае, все они формируют понимание изменения и восприятия времени в глобальном мире. В этой связи тремя наиболее эффективными инструментам, связавшими мир и унифицировавшими восприятие времени, стали, соответственно, телеграф, григорианский календарь и принятие в 1884 году нулевого меридиана.
Важным в понимании глобальной трансформации времени является взаимодействие часов и прогресса. Повсеместное появление часов радикально трансформировало социальное взаимодействие и воображение физического пространства. Присутствие времени повлияло на изменение чувства временной дисциплины и пунктуальности. Стандартизация календарей и временных зон стало прямым следствие синхронизации мира, начавшейся с изменения в стиле и способах измерения времени. Открытие истории в широком смысле, а также появление понятия прогресса привели, с одной стороны, к ускорению синхронизации, с другой – появлению ново-временных различий, связанных с локальным и глобальным восприятием времени.
Таким образом, автор доклада приходит к выводу о том, что большая часть населения в XIX веке продолжала жить во множестве режимов времени, ввиду локального применения высокотехнологичных устройств. Помимо этого, революция времени была не только следствием культурных трансферов, но более продуктом глобальной трансформации политических, социальных и культурных условий, способствовавших рациональной потребности в трансформации времени. Тем не менее, революция во времени в качестве системы транслировала не только новое представление о времени как таковом, но и формировала новое восприятие истории, языковых и мыслительных категорий, а также синхронизировала многие цивилизации в контексте глобальных вызовов.
Выступление Себастьяна Конрада закончилось оживленной дискуссией, в ходе которой были подробнее рассмотрены определенные временные модели и их развитие, а также концепции различных авторов, таких как Р. Козелек, предлагавших определеные представления о времени.