Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес:
190068 Санкт-Петербург
Набережная канала Грибоедова, 123 лит А, кабинет 123
Тел. +7 812 644-59-11 *61417
Руководитель департамента
Департамент был основан как факультет истории в 2012 году. Основная цель департамента — систематическое развитие глобальной, сравнительной и транснациональной истории как общей рамки исторического знания и инструмента преодоления ограничений, создаваемых канонами национальной истории. Миссия департамента — развитие нового типа исторического образования в России и новых исследовательских областей российской историографии в диалоге с современной мировой историографией.
В данном разделе Вы найдете онлайн лекции от наших преподавателей!
Семинар «Религиозные общины и советские власти: модели взаимодействия»
Докладчики: Иван Саблин, Жанна Кормина.
Дискутант: Николай Ссорин-Чайков
Резюме докладов:
Иван Саблин, доцент департамента истории НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург
"Буддизм в советских транснациональных проектах, 1920-е – 1980-е годы"
После второго конгресса Коммунистического интернационала в 1920 г. буддизм стал частью транснациональной системы управления разнообразием в пределах бывшей империи и в зарубежной Азии. Несмотря на начавшуюся антирелигиозную пропаганду, буддизм не только остался доступным для советских граждан, но и должен был стать инструментом модернизации Бурятии и Калмыкии и каналом для экспорта революции и советской системы управления в Монголию, Тибет, Китай, Корею, Японию и Индию. Значительные перемены в партийном руководстве в конце 1920-х гг. привели к отказу от транснационального проекта, возвращению к конвенциональным формам внешней политики и интенсификации антирелигиозной кампании. К началу 1940-х гг. буддийские организации были уничтожены в Советском Союзе и Монголии, однако уже в 1945 г. вновь легализованы и встроены в советскую систему. С 1950-х гг. поддержка буддизма стала риторической частью советской внешней политики в постколониальной Азии, а также аргументом в пользу особой роли СССР в обеспечении всеобщего мира в условиях Холодной войны. В докладе анализируется место буддизма в советском варианте управления разнообразием внутри страны и пропаганде советской идеологии в постколониальной Азии.
Жанна Кормина, профессор департамента социологии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург
"Рецепция религиозной политики послевоенного времени: конфликт интерпретаций"
Во время Великой Отечественной войны из-за чрезвычайных обстоятельств советское государство пошло на серьезные послабления в области религиозной жизни. Были созданы новые структуры управления этой сферой советской действительности. Вынужденные сосуществовать и сотрудничать, местные власти и верующие, священники государственные чиновники расходились в интерпретации новой государственной политики и роли, своей и контрагентов, в ее осуществлении. Конфликты интерпретаций, определявшие специфику церковно-государственных отношений на «местном» уровне в послевоенное десятилетие (на примере Псковской области), будут центральной темой доклада. В нем будет показано, что одновременно с «приватизацией» религии, то есть перемещением религиозных практик из публичной сферы в домашнюю, происходило присвоение религии советским официальным дискурсом в качестве культурного наследия.
Место проведения: ул. Промышленная, 17, актовый зал (4-й этаж)
Язык семинара: русский