• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выступление на SmolCon-2024

12-14 апреля в СПбГУ прошла студенческая конференция SmolCon. В секции "Когнитивные исследования языка" приняли участие Куликова Елизавета и Колмогорова Полина. Девушки выступили с докладом "Сложность текстов об искусстве: лингвистический анализ".

Во время выступления Полина и Елизавета постарались ответить на вопрос: приближаются ли тексты об искусстве, адресованные не специалистам, по лингвистическим параметрам сложности к публицистическим текстам или же тяготеют к научным статьям - иными словами, не являются ли тексты об искусстве, написанными для широкой публики, слишком сложными для нее? 


Для этого исследовательницы оценили параметры лингвистической сложности корпуса текстов об искусстве (собранный в рамках исследования корпус текстов о произведениях искусства на странице виртуального визита по Главному музейному комплексу Эрмитажа, общим объемом 197895 токенов) на основе дескриптивных, морфологических, лексических и синтаксических признаков и сравнили полученные результаты с двумя референциальными корпусами: корпусом научных статей и публицистических текстов. Гипотеза заключалась в том, что по набору параметров сложности исследуемые тексты скорее приближаются к научным статьям, нежели текстам публицистического характера, что указывает на противоречие: предложенные на сайте Эрмитажа материалы адресованы широкому кругу посетителей и должны соответствовать требованиям медиатекста, однако объективный уровень их сложности может быть выше и затруднять их понимание значительным числом читающих.


В результате исследования были выявлено, что лингвистические характеристики текстов Эрмитажа не находятся в однозначном соответствии ни с характеристиками научных статей, ни с публицистическими текстами. Скорее, они формируют особый речевой жанр «виртуальная экскурсия по музею». Следующим этапом исследования станет оценка перцептивной трудности восприятия таких текстов. Для этого планируется использование инструментов фиксации глазодвигательной активности.