• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диагностика и терапия нарушений речи после инсульта: разработки Центра языка и мозга

2 апреля в рамках очередного открытого семинара НУГ "Когнитивные исследования языка" с докладом «Диагностика и терапия нарушений речи после инсульта: разработки Центра языка и мозга» выступила Ольга Витальевна Буйволова, кандидат филологических наук, научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ.

В начале лекции Ольга Витальевна рассказала о том, что 86% людей никогда не слышали об афазии. При этом 42% респондентов, знакомых с этим понятием, ошибочно считают, что нарушение речи связано с интеллектуальным снижением. В связи с этим для научного и клинического сообщества очень важно повышать осведомленность об афазии.

Нарушения речи, связанные с травмами, упоминаются еще во времена Гиппократа. Афазиология же как наука появилась в XIX веке.

Раньше определенные зоны мозга связывались учеными с определенными функциями. Сейчас ученые предпочитают ассоциативный подход и воспринимают мозг как динамическую систему, в которой разные функции полагаются на одни и те же зоны, а один и тот же процесс может иметь разную организацию.

Афазия — системное приобретенное коммуникативное расстройство, которое возникает вследствие поражения головного мозга, характеризующееся поражением разных языковых модальностей.

Причины возникновения:

  • инсульты,
  • травмы,
  • опухоли,
  • нейроинфекции.

Важно отличать афазию от других расстройств, таких как дизартрия, апраксия, сенсорные и интеллектуальные расстройства.

Существует несколько классификаций афазий, но в рамках научного исследования используют разделение афазий на 2 типа:

  • беглые — речь беглая, но нарушено понимание, чаще возникает при поражении височных отделов;
  • не беглые — нарушено порождение речи.

Важность изучения афазий заключается в том, что до недавнего времени клинические случаи являлись единственной возможностью изучить нейрональные механизмы языковой деятельности.

Цель настоящего исследования — выяснить, какие процессы в мозге влияют на восстановление речи.

Наиболее важные факторы восстановления:

  • объем и локализация поражения,
  • тип и тяжесть афазии,
  • метаболические факторы,
  • речевая терапия.

Центр языка и мозга занимается разработкой методов диагностики афазий для последующего введения их в практику врача. Выделяют следующие виды диагностики:

  • скрининг
  1. быстрый тест на афазию (6 заданий) — адаптирован на русский язык, используется в виде мобильного приложения, вдохновлен шкалой NIHSS и будет полезен для терапевтов и неврологов;
  2. токен-тест — один из лучших в мировой практике, может использоваться на всех языках
  • тестовые батареи — русский афазиологический тест позволяет проводить диагностику на всех языковых уровнях;
  • описательное обследование;
  • функциональная коммуникация — оценка коммуникации в быту, терапевтические методики, включая поведенческие методы и методики для укрепления глагольной сети.

Кроме того, центр языка и мозга изучает влияние неинвазивной стимуляции мозга на восстановление речи. Существует несколько видов невинвазивной стимуляции:

  • транскраниальная стимуляция постоянным током — оказывается только возбуждающее воздействие на левое и только тормозящее на правое или оба воздействия одновременно;
  • транскраниальная стимуляция переменным током — подключается на определенной частоте мозга и усиливает активность стимулируемой области;
  • транскраниальная магнитная стимуляция — стимуляция зоны Брока с целью затормозить ее активность, чтобы зона слева, которая пострадала, стала более активной.

Также разработаны решения на основе ИИ:

  • тренажер для аграмматизма, затрагивающий 8 аспектов грамматики с 4 уровнями сложности для каждого. Использовать тренажер можно самостоятельно дома или под контролем логопеда;
  • нейроинтерфейс для коррекции трудностей называния.

Видеозапись семинара

После доклада состоялась дискуссия о планируемых исследованиях, важности информирования родственников о заболевании и их роли в реабилитации, а также влиянии текстовой наполняемости на эффективность реабилитации.

Благодарим всех за участие и проявленный интерес! До новых встреч!