• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Открытый семинар «Что было, что будет, чем дело кончится: представления о времени русскоязычных дошкольников»

8 октября с докладом «Что было, что будет, чем дело кончится: представления о времени русскоязычных дошкольников» выступила Полина Михайловна Эйсмонт, кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания им. Л.А. Вербицкой Санкт-Петербургского государственного университета.

Полина Михайловна поделилась результатами исследования формирования представлений о времени у русскоязычных дошкольников, уделив особое внимание тому, как дети выражают этот концепт в языке. Одной из ключевых трудностей, с которой сталкиваются дети, является осмысление сложных предложений, содержащих описание последовательности действий. В докладе было показано, как восприятие времени зависит от возраста ребенка и его когнитивного развития.

Эксперимент был ориентирован на детей в возрасте от 5 до 7 лет, разделенных на три возрастные группы. В ходе эксперимента участники рассказывали историю, основанную на мультфильме, при этом в рассказах использовались различные временные маркеры и наречия. Результаты показали, что дети младшего возраста чаще используют простые временные маркеры, такие как «потом» и «теперь», для организации хронологии событий, но не всегда понимают их точное временное значение. В отличие от этого, более старшие дети (6-7 лет) уже более уверенно применяли пространственные и временные наречия, что позволяло им создавать более сложные и логически последовательные нарративы. Тем не менее, даже в старших группах сохранялась трудность с полным осмыслением более сложных временных отношений, таких как порядок событий в сложных предложениях.

Особое внимание в эксперименте уделялось использованию жестов, которые помогали детям в восприятии временных связей. Для того чтобы минимизировать возможные погрешности при взаимодействии с ребенком, ученые разработали алгоритм для робота-ассистента. Этот робот сопровождал рассказ движениями «назад» и «вперед», что соответствовало маркерам времени «до» и «после», помогая детям легче воспринимать и организовывать последовательность действий.

В ходе обсуждения участники подняли вопросы о значении развития рабочей памяти для правильного восприятия и организации временных отношений в тексте. Также обсуждались перспективы дальнейших исследований, направленных на более глубокое понимание того, как дети осваивают временные связи в языке.

Благодарим Полину Михайловну за интересный доклад и предлагаем вам посмотреть ее выступление!