• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сложность ≠ трудность, или как отличить субъективное от объективного! #простоосложном

Сегодня в рамках нашей рубрики, в которой мы объясняем сложные термины простыми словами, мы расскажем, чем же отличаются сложность и трудность текста, с которыми мы столкнулись во время исследования восприятия людьми текстов в музеях.

Представьте, что вы пришли в спортзал.

Сложность — это свойство самого тренажера или упражнения. Например, штанга весом 100 кг — объективно «сложная». Ее вес можно измерить в килограммах (объективный параметр), и он не изменится, кто бы к ней ни подошел.
Трудность — это ваше личное ощущение от работы с этим тренажером. Для профессионала штанга в 100 кг может быть легкой (низкая трудность), а для новичка — неподъемной (высокая трудность).

Сложность текста — это объективный параметр.
 

Это характеристики, которые можно измерить непосредственно из текста, абстрагируясь от того, кто его будет читать.



Что определяет сложность?
— Объем текста: количество слов в тексте.
— Структура предложений: средняя длина предложения в словах.
— Структура слов: средняя длина слова в буквах.
— Характер лексики: частотность используемых слов, лексическая плотность.
— Тип лексики: соотношение слов с конкретным и абстрактным значением, количество специальных терминов.
— Рассчитанные метрики: формулы читабельности (удобочитаемости).

Трудность текста — это субъективный параметр.
 

Это то, насколько тяжело или легко именно вам понять этот текст. Она зависит не только от самого текста, но и от читателя.



Что определяет трудность?
Субъективные (личностные) параметры читателя:
— Фоновые знания и образованность.
— Языковые навыки.
— Возраст, пол, социальное положение.
— Когнитивные особенности (наличие/отсутствие заболеваний).
— Место проживания (культурный контекст).
— Объективные (текстовые) параметры: параметры сложности текста, так как они влияют на итоговую трудность.

Важно: трудность — это комплексная категория, принимающая во внимание как объективную сложность текста, так и субъективные характеристики читателя.