• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History of Ideas

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс, предназначенный для магистрантов второго года обучения, должен дать слушателям представление об историческом характере идейного развития, рассматриваемого не как однолинейный процесс раскрытия истины или накопления знаний, а как сложное взаимодействие разнородных школ, традиций, дисциплин, дискурсов, интеллектуальных парадигм. Теоретический обзор основных методов интеллектуальной истории будет сопровождаться практическими опытами применения этих методов, в особенности на материале текстов художественной литературы и науки о ней.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Создание представления об историческом характере идейного развития, представляющего собой не однолинейный процесс раскрытия истины или накопления знаний, а сложное взаимодействие разнородных школ, традиций, дисциплин, дискурсов, интеллектуальных парадигм;
  • Создание представления о становлении самой интеллектуальной истории как дисциплины и об ее основных школах и направлениях;
  • Развитие навыков критического мышления, умения выделять сильные и слабые стороны разных исторических идей и научных школ;
  • Практическое освоение методов исторического исследования идей.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Магистранты анализируют классические труды по теоретической герменевтике, выделяют их основные понятия.
  • Магистранты анализируют работы кембриджской школы, соотносят ее методологию с теорией речевых актов в аналитической философии.
  • Магистранты владеют методом социально-исторического исследования «истории интеллектуалов», знают базовые теоретические труды в этой области.
  • Магистранты знают классические труды по интеллектуальной истории, эпистемологические принципы этой дисциплины.
  • Магистранты знают основные труды Фуко по интеллектуальной истории, владеют его базовыми понятиями.
  • Магистранты освоили понятие идеологии, его историю и методы критического анализа идеологий.
  • Магистранты понимают взаимоотношения между историей философии и междисциплинарной историей идей, знают о философских концепциях, по-новому определяющих «идею» и «понятие».
  • Магистранты различают разные определения «идеи», описывают исторические предпосылки ее нового понимания, требующего исторического подхода.
  • Магистранты умеют вычленять абстрактные идеи в произведениях литературы и искусства, понимают специфику их бытования в художественном дискурсе.
  • Магистранты уяснили себе новое состояние культуры, где атомарные «идеи» входят в состав более сложных формаций. (дискурсов, идеологий и т.д.).
  • Магистранты освоили основные принципы деконструкции применительно к истории идей, методику поиска недиалектических противоречий в теоретических построениях.
  • Магистранты практически освоили исторический анализ идей гуманитарных наук, прежде всего филологии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Идеи, их производство и циркуляция как предмет исторического изучения.
  • Историческая герменевтика
  • Англосаксонская традиция интеллектуальной истории
  • Кембриджская школа истории идей
  • Археология знания Мишеля Фуко
  • Деконструкция - метод радикальной анти-герменевтики
  • Интеллектуальная история как «история интеллектуалов»
  • История идей и философия
  • . История идей и политика
  • История идей и искусство
  • История идей и наука
  • Современность как «безыдейная» эпоха?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа складывается из активного участия магистрантов в обсуждениях тем лекционных и семинарских занятий, в ходе которых формулируются и закрепляются основные идеи курса, а его материал подвергается критическому анализу. Темы занятий известны заранее, и магистрантам предлагается подготовиться к ним в ходе самостоятельной работы, собрав релевантные факты и/или познакомившись с ключевыми текстами по соответствующей проблеме (см. примеры тематических заданий ниже). На занятиях магистранты имеют возможность выступить с устным ответом, инициировать дискуссию, ответить на вопросы преподавателя или задать свои вопросы аудитории, а преподаватель фиксирует уровень активности каждого из присутствующих (посетил(а) занятие, но не принял(а) участия в обсуждении; участвовал(а) в обсуждении; внес(ла) существенный вклад в обсуждение) и ставит оценку по итогам прошедших семинаров, исходя из критериев оценивания данной формы текущего контроля.
  • неблокирующий Форум
    На консультативном форуме магистранты выступают с краткими (до 100 слов) отзывами о прочитанном/просмотренном по курсу, при необходимости снабжая их ссылками на обнаруженные в ходе подготовки к семинарам тексты и иные материалы, задают вопросы, высказывают сомнения и возражения преподавателям, читают и комментируют сообщения других участников форума. Записи на форуме доступны всем слушателям и преподавателям дисциплины, их чтение рассматривается как обязанность слушателей. Количество и качество записей на форуме оцениваются преподавателям в конце курса согласно критериям.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в форме собеседования. Магистранту предлагается один общий вопрос для более подробного изложения, а также ряд коротких вопросов на знание основных понятий и концепций; такие дополнительные вопросы не требуют развернутого ответа. При оффлайн-экзамене экзаменующийся получает время для подготовки к ответу на основной вопрос; при онлайн-экзамене без прокторинга длительная подготовка не предусмотрена (дается максимум 1 минута, чтобы собраться с мыслями), зато основной вопрос разбивается экзаменатором на ряд более частных вопросов, задаваемых по ходу собеседования; тем самым экзаменатор «ведет» экзаменуемого по плану ответа и не может поставить ему в вину упущение какого-либо пункта. Прокторинг не требуется
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.25 * Форум + 0.5 * Экзамен + 0.25 * Аудиторная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кун Томас. (2010). Структура научных революций. Исследователь/Researcher, (1–2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16899804

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Reinhart Koselleck. (2004). Futures Past : On the Semantics of Historical Time. Columbia University Press.