We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History and Theory of Media

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Institute of Media
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors


Konson, Grigory


Korolev, Yegor


Кузнецова Евгения Алексеевна


Chernenko, Yulia

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина является обязательной вводной для всех студентов магистерских программ в сфере медиа и журналистики. Она знакомит студентов с основными научными направлениями в области исследования массовых коммуникаций, учит ориентироваться в исторических аспектах развития медиа в обществе, различиях и концептуальных особенностях различных подходов к исследованию медиа и теоретических школ их изучения. Базовыми пререквизитами для данной дисциплины являются знания уровня бакалавриата в сфере общей социологии, философии и т.п. Дисциплина разработана для студентов, обучающихся по направлению подготовки 42.04.05 Медиакоммуникации, и реализуется в межкампусном формате с применением дистанционных технологий для студентов, обучающихся в НИУ ВШЭ – Москва, НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать понимание истории развития и основных теоретических направлений исследований коммуникации и информации и тем самым дать представление о многоаспектности и плюридисциплинарности современных коммуникаций, включая медиа, технологии информации и коммуникации, индустрии культуры
  • Дать представление о том, как, и из чего сложился мир современных медиа (экономические и социальные предпосылки, технические открытия, потребность человека в информации и творчестве), как поступательно рождался особый язык аудиовизуальной коммуникации и в чем его специфические особенности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует инновации и их коммуникацию в обществе по модели Роджерса
  • Анализирует трансграничные и глобальные медиапродукты как элементы культурной гегемонии
  • Аргументирует с использованием исторического опыта свою позицию по вопросу современного регулирования массовых коммуникаций
  • Высказывает критические замечания к модели диффузии инноваций Роджерса с приведением альтернативных теорий
  • Дает определение инновации как коммуникативного процесса
  • Дает определение понятию "информационное общество"
  • Дает определение понятию политической экономии массовых коммуникаций
  • Знает основания для классификации Д. Макуэйла
  • Знаком и различает тексты ведущих психологов медиаэффектов
  • Знаком с базовыми текстами Адорно, Хабермаса, Маркузе, Беньямина
  • Знаком с базовыми текстами Лазарсфельда, Ласуэлла, Липпмана и их основными положениями
  • Знаком с положениями теории медиаэффектов
  • Излагает основные положения критической теории
  • Классифицирует медиатеории по объекту исследований
  • Описывает специфику культурных индустрий и их отличия от других индустрий
  • Определяет понятие знака. Различает концепции знака Пирса и де Соссюра
  • Отличает авторов парадигмы пропагандистской силы от авторов парадигмы ограниченных эффектов
  • Периодизирует возникновение основных форм коммуникации
  • Периодизирует эпохи развития медиа
  • Приводит основные характеристики медианосителей
  • Применяет концепт мифа Барта для анализа современности
  • Применяет концепцию кодирования/декодирования к анализу современных медиа и феноменов массовой культуры
  • Применяет основные положения теорий медиаэффектов к анализу современных явлений в сфере медиа
  • Применяет подходы Гофмана и этнометодологов к анализу социальных коммуникативных практик
  • Применяет психологические теории для анализа конкретных медиакомпании, материалов медиа и поведения аудитории
  • Различает виды социальных институтов и их связь с развитием медиа
  • Различает коммуникативную эффективность различных видов письменности
  • Различает культурологический и эмпирико-функционалистский подходы к анализу медиапотребления
  • Различает организацию книжного промысла в различных странах
  • Различает основные методы дискурсного анализа
  • Различает различные эпохи развития медиа и сопровождавшее их развитие социальных институтов
  • Различает три категории знаков у Пирса
  • Различает этнометодологический подход к теории социального действия и обосновывает его коммуникативную природу
  • Располагает теории на карте теорий Д. Макуэйла
  • Рефлексирует вклад теорий прайминга и культивации в всеобщую теорию медиа
  • Рефлексирует основные положения Школы Пало Альто
  • Сопоставляет изменения в общественных системах с эволюцией медианосителей
  • Сопоставляет типы культур с присущими им медианосителями
  • Способен применять основные положения теории индустриализации культуры к анализу современной медиаэкономики
  • Формулирует ключевые дилеммы и критику информационного капитализма
  • Формулирует основные подходы Торонтской школы
  • Формулирует основные принципы сетевого общества по М. Кастельсу
  • Формулирует различия между различными национальным моделями свободы печати
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Базовые категории курса: медиа, массовые коммуникации, коммуникация как процесс.
  • Медиаизменения и их связь с экономическим и политическим развитием обществ.
  • Основные формы коммуникации и их развитие
  • История контроля массовых коммуникаций
  • История медианосителей и технологий медиа
  • Классификация теорий медиа
  • Эмпирико-функционалистская школа изучения массовых коммуникаций
  • Критическая теория и философия. Теории индустриализации культуры
  • Структурализм и семиотика, лингвистическая теория массовой коммуникации: основные концепции
  • Психологические подходы к изучению массовых коммуникации
  • Микросоциологические подходы к изучению коммуникации
  • Теории информационного общества и медиа в основе социального развития
  • Социология диффузии инноваций
  • Теории активного потребителя и cultural studies
  • Политическая экономия массовых коммуникаций
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах (групповые презентации студентов)
  • неблокирующий Онлайн-тесты
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.6 * Экзамен + 0.1 * Онлайн-тесты + 0.3 * Работа на семинарах (групповые презентации студентов)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Appadurai, Arjun. Modernity at Large : Cultural Dimensions of Globalization, University of Minnesota Press, 1996. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=310379.
  • Castells, Manuel. The Power of Identity : The Information Age - Economy, Society, and Culture, John Wiley & Sons, Incorporated, 2009. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=470449.
  • Communication Theory and Research, edited by Denis McQuail, et al., SAGE Publications, 2006. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=334341.
  • Convergence Media History, edited by Janet Staiger, and Sabine Hake, Routledge, 2009. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=446641.
  • Questions of Cultural Identity : SAGE Publications, edited by Stuart Hall, and Gay, Paul du, SAGE Publications, 1996. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1474805.
  • Smith, Bruce Lannes, and Harold D. Lasswell. Propaganda, Communication and Public Opinion, Princeton University Press, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=4071105.
  • Вальтер Беньямин. Критическая жизнь / Айленд Х. - М.:Дело РАНХиГС, 2018. - 720 с.: 70x100 1/16. - (Интеллектуальная биография) (Обложка) ISBN 978-5-7749-1291-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982608
  • Кирия, И. В. История и теория медиа : учебник / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — Москва : Высшая школа экономики, 2017. — 423 с. — ISBN 978-5-7598-1188-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100133 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Internationalizing Media Studies : Impediments and Imperatives, edited by Daya Kishan Thussu, Routledge, 2009. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=431824.

Авторы

  • Абрамов Роман Сергеевич
  • Черненко Юлия Александровна