We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Media Economics

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Institute of Media
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors


Гасанов Эмин Салман Оглы


Dovbysh, Olga


Казакулова Галина Рафаилевна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Экономика медиа" призван познакомить студентов с основными понятиями экономической теории, применимых к медиарынку. В рамках курса магистранты познакомятся с основными характеристиками медиарынка как сдвоенного рынка, а также узнают особенности культурного продукта. Также в рамках курса студенты узнают о видах концентрации и конкуренции в СМИ, а также о возможных способах государственного регулирования этих явлений. Дисциплина разработана для студентов, обучающихся по направлению подготовки 42.04.05 Медиакоммуникации и 42.04.02 Журналистика, и реализуется в межкампусном формате с применением дистанционных технологий для студентов, обучающихся в НИУ ВШЭ – Москва, НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представление о системе СМИ как системе, действующей в рамках хозяйственных и экономических связей при специфической организации труда и в условиях особенного, нетрадиционного для обычной экономики, ценообразования и потребления
  • Знакомство студентов с основными составляющими экономики медиа, особенностями медиарынка как специфической системы обмена, с ключевыми моделями медиаэкономики (связанными, прежде всего, со степенью коммерциализации медиаиндустрии)
  • Сформировать у студентов представления об основных функциях и ролях рекламы, видах современной рекламы и средствах ее распространения, изучить зарубежный, а так-же отечественный опыт функционирования рекламного рынка, его экономические, национальные и культурные особенности, проанализировать правовые основы функционирования рекламной деятельности в разных странах
  • Курс позволит обозначить ключевые отличия государственной экономической политики в области медиа различных стран мира, сформировать пони-мание основных особенностей регулирования экономики медиа (регулирования концентрации, национальной идентичности в медиа и т. д.)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделяет особенности "культурного" продукта
  • Знает виды конкуренции СМИ
  • Знает основные модели доставки телевизионного сигнала
  • Знает основные российские и иностранные медиаконцерны
  • Знает основные стратегии
  • Знает понятие медиарынка и понимает роль медиа в современной экономике
  • Знает типы издержек предприятия
  • Знает устройство медийной экосистемы
  • Определяет вид издержек предприятия
  • Осознает гибридность медиапродукта
  • Понимает действие экономики масштабов производства медипредприятия
  • Понимает особенности государственная поддержки медиаорганизаций в развитых странах Запада
  • Понимает особенности крупных медиаконцернов
  • Понимает особенности системы непрямой государственной поддержки
  • Понимает суть сдвоенности медиарынка
  • Различает виды концентрации медиабизнеса
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • New Media Business Models
  • Media Economics Foundations
  • Digital Newsrooms
  • Esports and Organization Studies (how teams work and perform in a fastchanging environment)
  • Using Microsoft Excel for solving business and management tasks in field of media
  • Foundations of media economics and media management (Основы медиаэкономики и медиаменеджмента).
  • Тема 1. Специфика медиа как товара и медиаиндустрии в целом, основные понятия медиаэкономики.
  • Strategic media management (Стратегический медиаменеджмент)
  • Тема 5. Концентрация в медиа. Ведущие мировые медиаконцерны.
  • Тема 4. Конкуренция СМИ: ее виды. Типы рыночных структур в медиаиндустрии.
  • Тема 3. Концепция сдвоенного рынка СМИ.
  • Тема 6. Инфраструктура медиа. Сети передачи данных для медиа, способы цифровой дистрибуции медиапродуктов.
  • Тема 7. Государственная политика в области медиа.
  • Strategic Media Management
  • Esports and the Changing Digital Media Landscape
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест по итогам лекционных занятий
  • неблокирующий Итоговая оценка по итогам первого модуля
  • неблокирующий Итоговая оценка по итогам второго модуля
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.4 * Тест по итогам лекционных занятий + 0.3 * Итоговая оценка по итогам второго модуля + 0.3 * Итоговая оценка по итогам первого модуля
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dwyer, P. (2019). Understanding Media Production. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1983415
  • Экономическая теория. Экономические системы: формирование и развитие / Ларионов И.К., Сильвестров С.Н. - М.:Дашков и К, 2017. - 876 с.: ISBN 978-5-394-01397-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/415121

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Основы медиабизнеса : учебник / под редакцией Е. Л. Вартановой. — Москва : Аспект Пресс, 2014. — 400 с. — ISBN 978-5-7567-0724-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68801 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Буряченко Андрей Михайлович
  • Абрамов Роман Сергеевич