We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Psychosemantics and Psycholinguistics: Psychology of Media Effects

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Любое медиапослание – это текст, вне зависимости, какая знаковая система используется для его создания: буквенная, цифровая, цветовая, звуковая. Умение строить тексты, содержащие однозначно трактуемый месседж или включающие в себя скрытые, неявные смыслы – важное умение любого специалиста медиаиндустрии. Студенты научатся раскрывать механизмы психологического воздействия, на основании которых формируется любое послание, а также смогут строить тексты заданной направленности, используя эти механизмы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Создать устойчивые представления о сущности знака и текста как коммуникативного средства
  • Развить навыки семантического анализа на основе методов психосемантики и психолингвистики
  • Сформировать критерии оценки субъективного мира, декларируемого конкретным текстом
  • Сформировать понимание индивидуальных факторов формирования и отражения субъективного мира
  • Развить навыки учета иного мнения при анализе текстов
  • Развить навыки непосредственной и опосредованной коммуникации
  • Развить навыки оказания направленного воздействия через текст
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1. Использовать терминологию семантического анализа при описании процесса и результата текстовой деятельности
  • 2. Применять основные концепции теорий психосемантики и психолингвистики при анализе коммуникативных ситуаций и текстов
  • 3. Применять принципы системного анализа и критического мышления для оценки коммуникативной ситуации и коммуникативных средств
  • 4. Использовать психологические знания для оценки собственной коммуникативной интенции
  • 5. Использовать техники и технологии построения текстов с заданными семантическими характеристиками
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Образ мира как субъективный концепт
  • Знак и значение
  • Семантика инструментов культуры
  • Семантические инструменты языка и речи
  • Текст как знак
  • Форматирование медиаэффектов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Оценивается участие студента в обсуждении вопросов, вынесенных на семинарское занятие, в том числе - в решении кейсов.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Самостоятельное выполнение задания, полученного на семинарском занятии / лекции
  • неблокирующий Итоговое задание
    Подготовка и защита на заключительном семинарском занятии самостоятельной тематической работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Итоговое задание + 0.3 * Активность на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Глухов, В. П.  Психолингвистика : учебник и практикум для вузов / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12584-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469716 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Михайлова, М. Ю. Семантика невыразимого в языке и речи : монография / М. Ю. Михайлова. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2020. — 244 с. — ISBN 978-5-9765-4376-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/151337 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Серкин, В. П.  Психосемантика : учебник и практикум для вузов / В. П. Серкин. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 318 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01229-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469096 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Колесникова, С. М. Русские частицы: семантика, грамматика, функции : монография / С. М. Колесникова. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 112 с. — ISBN 978-5-9765-1455-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/106813 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Никитина, Л. Б. Антропоцентристская семантика: образ homo sapiens по данным русского языка : учебное пособие / Л. Б. Никитина. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 255 с. — ISBN 978-5-9765-1165-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/85933 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Яньшин, П. В.  Психосемантика цвета : учебное пособие для вузов / П. В. Яньшин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13001-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468252 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Кудрявцева Елена Игоревна
  • Котюкова Анастасия Васильевна
  • Тямчик Азалия Александровна