We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Process Research and Media Analysis"

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Delivered at:
Department of Media
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1-3 module

Instructors


Волков Андрей Викторович

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Научно-исследовательский семинар “Исследование процессов и анализ медиа”» реализуется с первого по четвертый модуль. Каждый модуль посвящен изучению отдельной темы, которая связана с исследованием процессов и анализом медиа. Первый и второй модули посвящены изучению веб-аналитики в медиа: студенты научатся исследовать пользователей, составлять сценарии их действий, анализировать данные, находить причинно-следственные связи, понимать метрики и автоматизировать отчетность, освоят работу с основным инструментарием, сформируют основные навыки по выявлению слабых мест, оценке эффективности и управлению развитием медиа-ресурсов на основе данных, проверят полученные знания на практике.Третий модуль посвящен изучению международной медиасферы: студенты знакомятся с медийной составляющей современных международных отношений; узнают, как на фоне цифровизации, происходящей неравномерно в разных странах, происходит складывание глобального медиапространства и параллельно с этим региональных медиасистем. Также студенты научатся анализировать, как новые и традиционные медиа, которые с одной стороны, обеспечивают информационное сопровождение международным отношениям, а с другой стороны – сами становятся ключевым фактором в формировании политической, экономической, социальной и культурной реальности. Особый акцент делается на влиянии социальных сетей, цифровых платформ, иновещания и PR-коммуникаций на ключевых глобальных акторов – от государств до институтов гражданского общества.Четвертый модуль посвящен изучению роли аналитики открытых источников информации в сети «Интернет» в процессе принятия управленческих решений. В рамках данного модуля студенты ознакомятся с процессом генезиса информационных рисков в медиапространстве, изучат механизмы по нивелированию негатива и отработке информационных угроз. Поле для исследования – интернет-сайты региональных и федеральных СМИ, а также новостные и аналитические источники в социальных медиа. Первый модуль 2 курса направлен на развитие у слушателей знаний о математических методах в медиаисследованиях и связанных с ними практических навыков. Тематический модуль «Введение в математическую статистику» знакомит студентов с моделированием случайных величин, первичной обработкой количественных данных в медиаисследованиях, точечном и интервальном оценивании неизвестных параметров распределений, проверкой статистических гипотез и азами продвинутых методов статистического анализа (корреляционный, кластерный и факторный анализ). Тематический блок «Прикладные статистические задачи в медиаисследованиях» посвящен принципам сбора количественных данных медиаисследований, ключевым метрикам медиаметрии, панельным методам и количественным методам контент-анализа. В результате освоения курса студенты будут способны более грамотно и осознанно решать задачи медиаисследований с привлечением продвинутого математического аппарата, анализировать их и формулировать выводы.Второй модуль посвящен разработке и продвижению компьютерных игр. В рамках курса рассматриваются основные аспекты успеха игры у аудитории, включая анализ целевой аудитории и разработку концепции игры, основанной на интересах аудитории. Также изучаются маркетинговые стратегии для привлечения внимания к игре.Студенты познакомятся с вопросами экономики компьютерной игры, включая структуру расходов на разработку и продвижение, монетизацию игры через внутриигровые покупки, подписки и рекламуВ конце второго модуля студентам будет предложено ознакомиться с основами инфлюенс-маркетинга. В третьем модуле студенты получат навыки расчета, анализа и интерпретации основных показателей медиапланирования и анализа итогов количественных и качественных показателей коммуникационных кампаний.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов знаний и навыков сбора и анализа данных, их использования для эффективного продвижения медиа-ресурсов
  • формирования навыков подготовки веб-отчета
  • знакомство студентов с медиасистемами ведущих стран и регионов мира в их взаимосвязи с историей и культурой соответствующих глобальных игроков
  • формирование представления об использовании аналитических практик в процессе государственного управления
  • Развитие у слушателей знаний о математических методах в медиаисследованиях и практических навыков их применения.
  • Обучение студентов разработке и продвижению компьютерных игр.
  • обучение студентов основам инфлюенс-маркетинга.
  • Формирование представлений о планировании, проведении и анализе рекламных и pr-кампаний.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет планировать, разрабатывать и проводить коммуникационные кампании
  • Владеет навыками анализа результатов коммуникационной активности.
  • умеет использовать данные для выявления проблем в продвижении медиа-ресурсов
  • владеет навыками разработки составных целей, позволяющих отслеживать конкретные действия посетителей сайта
  • способен составлять сценарии действия пользователей, находить причинно-следственные связи
  • способен оценивать эффективность маркетинговых кампаний в интернет и сайта в целом
  • владеет навыками создания автоматизированной отчётности с использованием систем веб-аналитики
  • умеет разрабатывать рекомендации по совершенствованию продвижения веб-ресурсов в интернете на основе системы отчётов в сервисах веб-аналитики
  • способен разрабатывать рекомендации по совершенствованию продвижения веб-ресурсов в интернете на основе системы отчётов в сервисах веб-аналитики
  • способен создавать автоматизированную отчётность с использованием систем веб-аналитики
  • Понимает исторический, социокультурный и политический контекст развития глобальной и региональных медиасистем
  • Понимает роль медиа в освещении международных событий и формировании мировой информационной повестки
  • Имеет представления о роли медиа в интеграции и дезинтеграции единого информационного пространства
  • Анализирует влияние медиа на политический, экономический и культурный аспекты международных отношений
  • Умеет применять методы сторителлинга и визуализации контента при создании медиапродуктов на международные темы
  • Умеет продвигать контент на международные темы в традиционных и новых медиа
  • умеет классифицировать виды информации из открытых источников
  • умеет оценивать степень критичности информационных рисков
  • владеет базовыми методами взаимодействия с информационными рисками для нивелирования негатива
  • понимает процесс принятия управленческих решений на основе анализа информационного поля
  • способен создавать аналитические документы и материалы
  • Способен осуществлять руководство отделом (группой сотрудников) в разработке, реализации и совершенствовании системных маркетинговых коммуникаций с потребителями товаров и услуг организации под непосредственным руководством специалиста по маркетингу.
  • Знает методы медиапланирования, разработки и проведения коммуникационных кампаний.
  • Знает определения и свойства распределения вариационного ряда, свойств эмпирической функции распределения.
  • Определяет, анализирует и интерпретирует различные медиаметрики.
  • Ориентируется в современном инструментарии медиаизмерений.
  • Знает основные количественные характеристики медиатекстов, метрики и модели статистического контент-анализа.
  • Умеет использовать методы математической статистики для решения задач медиаизмерений и контент-анализа.
  • Понимает основные аспектов успеха компьютерной игры у аудитории.
  • может провести анализ целевой аудитории и ее потребностей для разработки концепции игры.
  • Понимает структуру расходов на разработку и продвижение игры, а также монетизации игры через различные механизмы.
  • Умеет управлять выручкой от игры, анализировать финансовые показатели и оптимизировать затраты.
  • Владеет навыками анализа результатов коммуникационной активности. Владеет способами использования систем и программных продуктов для анализа эффективности реализованных коммуникационных кампаний
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Теория веб-аналитики, параметры, поисковая оптимизация, сквозная аналитика, анализ эффективности
  • Раздел 2. Инструменты веб-аналитики. Аналитика социальных сетей, приложений. А/Б тестирования
  • Раздел 3. Веб-аналитика на практике. Подготовка аналитических отчётов
  • Раздел 4. Международная медиасфера
  • Раздел 5. Аналитика информационного поля в процессе принятия управленческих решений.
  • Раздел 6. Подготовка аналитических продуктов и разработка экзаменационного проекта по программе
  • Раздел 1. Введение в математическую статистику
  • Раздел 2. Прикладные статистические задачи в медиаисследованиях.
  • Раздел 3. Разработка и продвижение компьютерных игр.
  • Раздел 4. Инфлюенс-маркетинг
  • Раздел 5. Медиаизмерения и инструменты аналитики
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест 1
    Тест 1 выполняется самостоятельно студентом (индивидуально). Тест состоит из вопросов, которые могут содержать один или несколько правильных ответов. Тест содержит в себе 20 вопросов. Тест проходит в системе SMART LMS, длится одну пару (80 минут). Максимальная оценка за тест 10 баллов (0,1 от 1, 10% от 100).
  • неблокирующий Групповая работа
    “Групповая работа” (0,15 от 1) выполняется в мини-группах и предполагает комплекс практических работ по аналитике предоставленного группе медиа-ресурса. Практические задачи распределяются между участниками группы (до 8 человек), после чего группа готовит коллективный отчёт, который оценивается по 10-балльной шкале. Оценка выставляется каждому участнику группы. Группа студентов презентует выполненную проектную работу на занятии (доклад и визуальное сопровождение в виде презентации, количество слайдов - на усмотрение студентов), на презентацию каждой группы отводится 25 минут, где 5 минут - обсуждение и ответы на вопросы от преподавателя и аудитории.
  • неблокирующий Проектная работа 1
    “Проектная работа 1” (0,15 от 1) выполняется как индивидуальный проект, где студент должен продемонстрировать общие знания по всему курсу, знание основ веб-аналитики и практические навыки по анализу медиаресурсов. Контрольная точка оценивается по 10-бальной шкале.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Студенты готовят устный доклад с презентацией на одну из тем, предложенных преподавателем в рамках общей проблематики курса. Домашнее задание выполняется самостоятельно или в группе (не более 4 человек). Во время семинара студенты выступают с докладом (не дольше 40 минут) и отвечают на дополнительные вопросы преподавателя и других студентов.
  • неблокирующий Групповой медиапроект
    Студенты разбиваются на команды (3-5 человек) и создают мультимедийный медиапроект на актуальную международную тему на платформе Tilda. Лонгрид включает в себя тексты (общий объём не менее 20 тысяч знаков) и визуальные материалы (фото, аудио, видео, инфографику и т.д.). Результаты своей работы они презентуют на открытой защите. По итогам защиты они получают индивидуальную или общую для группы оценку.
  • неблокирующий Тест 2
    туденты пишут тест по теме курса в аудитории. Задания включают в себя 5 открытых вопросов и 15 закрытых. Пользоваться любыми материалами и мобильными телефонами строго запрещено.
  • неблокирующий Письменная работа
    Студентам будет дан определенный кейс – информационный риск. В рамках работы необходимо будет выработать рекомендации по отработке процессов развития информационных рисков. Рекомендации должны будут включать в себя содержательную часть, а именно описание конкретных тезисов, которые позволят предотвратить негатив, а также то, в каких источниках необходимо распространить информацию.
  • неблокирующий Тест 3
    Тест состоит из 16 вопросов, среди которых 12 вопросов закрытого типа с 4 вариантами ответа, где за каждый правильный ответ студент получает 1 балл; и 4 открытого типа, где за правильный ответ студент получает 2 балла. Открытые ответы оцениваются преподавателями вручную, исходя из полноты ответа и корректности приведенных примеров. На выполнение теста студенту предоставляется 60 минут. Тест выполняется в системе Smart LMS.
  • неблокирующий Самостоятельная работа.
    Данный элемент контроля представляет собой 10 задач по статистике, которые будут даны студентам (в виде двух домашних заданий). Решение задач должно быть сдано в письменной форме. Из этих 10 задач 8 являются задачами базового уровня, а 2 имеют повышенный уровень сложности.
  • неблокирующий Задание 1
    Задание заключается в том, что нужно выбрать 3 пункта из предложенного списка и сделать по ним подробное описание. Работа может выполняться индивидуально или в группах до 3 человек. Работа сдается в виде презентации и доклада. Количество слайдов на усмотрение авторов. На доклад отводится 15 минут, 5 из которых отводятся для ответов на вопросы.
  • неблокирующий Самостоятельная работа.
    Самостоятельная работа предполагает подготовку к докладам, презентациям на семинарах занятиях. Доклад должен соответствовать заявленным темам, которые преподаватель озвучивает на занятии, должны отличаться содержательностью и укладываться в заранее оговоренные временные рамки. Данное задание максимально может быть оценено на 10 баллов. Работа выполняется в небольших группах до 3-4 студентов. Доклад сопровождается презентацией (количество слайдов - на усмотрение выступающей группы). Доклад длится до 12 минут, из которых: 5 минут отводится на обсуждение материала доклада после его презентации и на вопросы от аудитории и преподавателя. Во время подготовки к докладу студенты обязаны самостоятельно провести анализ актуальной литературы и создать список рекомендуемой литературы и источников по заданной тематике (не менее 3 источников).
  • неблокирующий Письменная работа
    Письменная работа по дисциплине «Семинар наставника» (трек – медиааналитика») предполагает работу, которую студент выполняет самостоятельно. Написание письменной работы предполагает написание полноценного, развернутого ответа по заданному вопросу. Письменная работа отправляется на почту преподавателю в установленный срок. Объем письменной работы не ограничен, определяется студентом самостоятельно. Письменная работа оценивается по 10-ти бальной шкале. 10 баллов выставляется, если были выполнены все необходимые требования для данного вида работы:
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.15 * Групповая работа + 0.15 * Групповая работа + 0.1 * Групповой медиапроект + 0.1 * Групповой медиапроект + 0.1 * Домашнее задание + 0.1 * Домашнее задание + 0.15 * Письменная работа + 0.15 * Письменная работа + 0.15 * Проектная работа 1 + 0.15 * Проектная работа 1 + 0.1 * Тест 1 + 0.1 * Тест 1 + 0.1 * Тест 2 + 0.1 * Тест 2 + 0.15 * Тест 3 + 0.15 * Тест 3
  • 2024/2025 учебный год 3 модуль
    0.25 * Задание 1 + 0.25 * Задание 1 + 0.25 * Письменная работа + 0.25 * Письменная работа + 0.2 * Самостоятельная работа. + 0.2 * Самостоятельная работа. + 0.3 * Самостоятельная работа. + 0.3 * Самостоятельная работа.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alpina - 22734 - Л.Глазова - Зачем пиарщику линейка? Советы по измерению коммуникаций - 9785907470545 - Альпина ПРО - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/22734
  • Балдин, К. В. Математика для гуманитариев [Электронный ресурс] : Учебник / Под общ. ред. д. э. н., проф., К. В. Балдина. - 3-е изд. - Москва : Дашков и К, 2012. - 512 с. - ISBN 978-5-394-01910-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/411391
  • Веб-аналитика, Яковлев, А., Довжиков, А., 2010
  • Мировая политика и международные отношения : Учеб. пособие, , 2006
  • Никитина, Ю. А. Введение в международные отношения и мировую политику : учебное пособие / Ю. А. Никитина. — 4-е, изд. — Москва : Аспект Пресс, 2017. — 160 с. — ISBN 978-5-7567-0861-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97259 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Пономарев, Н. Ф., Сторителлинг в цифровой транскоммуникации : учебное пособие / Н. Ф. Пономарев. — Москва : Русайнс, 2022. — 232 с. — ISBN 978-5-4365-9866-6. — URL: https://book.ru/book/944880 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Пономарев, Н. Ф., Сторителлинг в цифровой транскоммуникации : учебное пособие / Н. Ф. Пономарев. — Москва : Русайнс, 2023. — 232 с. — ISBN 978-5-466-01813-4. — URL: https://book.ru/book/946799 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мировая политика и международные отношения : Учеб. пособие, , 2009
  • Шарков, Ф. И. Интегрированные коммуникации: Массовые коммуникации и медиапланирование : учебник / Ф. И. Шарков, В. Н. Бузин ; под общ. ред. проф. Ф. И. Шаркова. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. - 486 с. - ISBN 978-5-394-01185-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1093675

Авторы

  • Котюкова Анастасия Васильевна