We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History and Memory in the Digital Age

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Media
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Роль новых медиа в формировании образа прошлого и сохранении историко-культурной памяти становится всё значительнее в эпоху цифровизации. Дисциплина познакомит магистрантов с особенностями влияния исторических нарративов, а также технологий и практик «припоминания» на актуальную новостную повестку (от приёмов histotainment до исторических мемов). Они научатся анализировать, как за счёт обращения к прошлому современные медиа участвуют в конструировании социальной реальности и как в информационном обществе происходит сохранение культурной памяти. Особый акцент делается на связи цифровой медиасреды с исторической и «мемориальной» политикой, проводимой государствами и различными социальными группами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1. Знакомство магистрантов современными теориями, методами и технологиями конструирования образа прошлого и сохранения исторической памяти в эпоху web 2.0
  • Умение применять полученные знания на практике при создании медиаконтента в различных жанрах и форматах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет представлениями о научных трудах и научных направлениях в сфере Digital Media Studies и Memory Studies
  • Владеет представлениями об основных дискуссиях в смежных дисциплинах – публичной истории, культурной антропологии, социальной психологии и т.д.
  • Владеет представлениями насчет ключевых концепций в сфере медиаисследований, которые являются релевантными для изучения истории и исторической памяти в цифровую эру.
  • Умеет применять изученные концепции при анализе и формировании текущей информационной повестки.
  • Владеет практическими инструментами, необходимыми для эффективной репрезентации истории в современных медиа.
  • Владеет практическими инструментами, необходимыми для сохранения культурной памяти в условиях цифрового общества.
  • Умеет создавать медиаконтент в разных жанрах и форматах на темы о прошлом.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История и историческая память: разграничение понятий.
  • Public History и Digital Memory: репрезентация прошлого в цифровую эпоху.
  • Популяризация истории в медиа: Histotainment
  • Исторические аналогии и параллели в медиа: история повторяется? Историческая политика и «войны памяти» в России.
  • Историческая политика и «войны памяти» в западном и незападном мире. Историческая политика и международные отношения: роль медиа.
  • Сохранение историко-культурной памяти и медиа.
  • История повседневности, микроистория и медиа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Магистрант готовит от 1 до 3 устных докладов с презентацией на одну из тем, предложенных преподавателем в рамках общей проблематики курса. Домашнее задание выполняется самостоятельно или в группе. Во время семинара студенты выступают с докладом (не дольше 40 минут) и отвечают на дополнительные вопросы преподавателя и других студентов. Итоговая оценка за данный элемент контроля представляет собой средний балл за все доклады. В случае, если какой-то из докладов не сделан, средняя оценка рассчитывается из суммы общего количества работ, которые студент должен был сдать в рамках данного элемента контроля.
  • неблокирующий Групповой медиапроект
    Магистранты разбиваются на команды (не более 5 человек) и создают мультимедийный медиапроект на актуальную международную тему на платформе Tilda. Лонгрид включает в себя тексты (общий объём не менее 20 тысяч знаков) и аудиовизуальные материалы (фото, аудио, видео, инфографику и т.д.). Результаты своей работы они презентуют на открытой защите. По итогам защиты они получают индивидуальную или общую для группы оценку.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.7 * Групповой медиапроект + 0.3 * Домашнее задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Длинная тень прошлого : мемориальная культура и историческая политика, Ассман, А., 2018
  • Как создавать комиксы, Ли, С., 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Как рисовать комиксы : эксклюзивное руководство по рисованию, Ли, С., 2020
  • Распалась связь времен? : взлет и падение темпорального режима Модерна, Ассман, А., 2017

Авторы

  • Котюкова Анастасия Васильевна