We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Media Economics

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Institute of Media
Course type:
Elective course
When:
1 year, 2 module

Instructors


Гасанов Эмин Салман Оглы


Казакулова Галина Рафаилевна


Токбаева Динара

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина “Экономика медиа” посвящена изучению медиа как индустрии и рынка. В рамках курса студенты изучают основные понятии экономики масс медиа, учатся анализировать медиа компании и медиа отрасль с точки зрения экономических и деловых процессов, знакомятся со спецификой медиа продукта и источниками дохода медиакомпаний. Отдельная часть курса посвящена изучению инструментов анализа медиа компании и медиарынка в Excel. Дисциплина разработана для студентов, обучающихся по направлению подготовки 42.04.05 Медиакоммуникации и 42.04.02 Журналистика, и реализуется в межкампусном формате с применением дистанционных технологий для студентов, обучающихся в НИУ ВШЭ – Москва, НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать понимание причинно-следственные связи в медиабизнесе, особенности медиапродукта, аудитории медиа, медиарынка.
  • Научиться анализировать поведение медиакомпании с помощью инструментов стратегического анализа, уметь выявлять, формулировать и грамотно аргументировать риски для компании и предлагать решения, идентифицировать и формулировать политико-экономические и социальные факторы, влияющие на медиабизнес на примере конкретных медиакомпаний.
  • Научиться работать с показателями деятельности компаний, финансовой отчетностью компаний, сравнивать показатели между собой и делать выводы.
  • Сформировать понимание принципов работы с данными в MS Excel. Освоить построение различных типов диаграмм, научиться проводить корреляционный анализ, научиться строить и анализировать позиционные карты и простейшие прогнозные модели.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает и формулирует понятия медиасистема, медиаиндустрия, медиаконтент, медиааудитория, а также применяет эти понятия на практике.
  • Различает и понимает границы применимости различных методологий расчета концентрации медиарынка.
  • Решает задачи на расчет концентрации медиарынка.
  • Анализирует на реальных кейсах из медиаиндустрии подходы и понятия стратегического менеджмента, понятия конвергентности и метасферы, а также может сформулировать их значения для медиаменеджмента.
  • Понимает границы применимости разных бизнес-моделей для разных отраслей медиаиндустрии и медиарынков.
  • Анализирует на реальных кейсах из медиаиндустрии различные бизнес-модели и источники финансирования.
  • Аргументирует необходимость и релевантность применения определенных моделей финансирования для разных отраслей медиаиндустрии и медиарынков.
  • Анализирует на реальных кейсах из медиаиндустрии теории о мотивации и их связь с организацией труда в медиакомпаниях.
  • Анализирует на реальных кейсах из медиаиндустрии понятие platform commerce и объясняет, как изменяется медиаландшафт на примере киберспорта и связанных с ним медийных платформ.
  • Понимает и формулирует базовые понятия бухгалтерского учета, необходимые для работы с финансовой отчетностью.
  • Составляет финансовую смету медиапроекта.
  • Понимает принципы построения и границы применимости различных видов базовых диаграмм в MS Excel.
  • Анализирует конкурентную среду с помощью построения позиционных карт.
  • Выделяет конкурентов конкретного медиапроекта на основе предложенных данных методом корреляционного анализа.
  • Строит тренды и простейшие прогнозные модели на основе на основе предложенных данных с последующим расчетом величины погрешности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы медиаэкономики и медиаменеджмента
  • Стратегический медиаменеджмент и Цифровой Ньюсрум
  • Бизнес-модели в медиа
  • Медиаменеджмент, теория организаций и рабочая культура
  • Киберспорт и изменяющийся цифровой ландшафт медиа
  • Работа с финансовой документацией на медиапредприятиях
  • Индексы концентрации рынка
  • Финансовая смета медиапроектов
  • Статистика и медиаэкономика
  • Анализ конкурентной среды
  • Диаграммы и тренды в медиаэкономике
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест №1
  • неблокирующий Тест №2
  • неблокирующий Аналитическая записка
  • неблокирующий Тест №3
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Сквозная посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.2 * Аналитическая записка + 0.3 * Тест №1 + 0.2 * Контрольная работа + 0.1 * Сквозная посещаемость + 0.1 * Тест №2 + 0.1 * Тест №3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Compaine, B. (2003). The Economics and Financing of Media Companies (Book). Journal of Media Economics, 16(3), 207. https://doi.org/10.1207/S15327736ME1603_5
  • Doyle, G. (2002). Media Ownership : The Economics and Politics of Convergence and Concentration in the UK and European Media. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251316

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Tobias M. Scholz. (2019). ESports Is Business : Management in the World of Competitive Gaming. Palgrave Pivot.

Авторы

  • Адемукова Надежда Владимировна
  • Тимофеева Оксана Александровна
  • Казакулова Галина Рафаилевна
  • Гасанов Эмин Салман Оглы
  • Токбаева Динара -