We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Historical trauma in film, literature and comics

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 3 module

Instructor


Полторак Сергей Николаевич

Программа дисциплины

Аннотация

На курсе студенты узнают, как искусство помогает прорабатывать исторические травмы – такие, как мировые войны, Холокост, геноцид, теракты и репрессии. Почему именно художники могут осуществить ту «коллективную психотерапию», на которую не способны историки или политики? Каким образом новые виды искусства, например, комиксы, рассказывают то, о чем говорить невозможно? И каким приёмам сторителлинга могут поучиться у художников журналисты? Разберемся, а также создадим питчи своих будущих произведений. Мороз О., Суверина Е. Trauma studies: История, репрезентация, свидетель // Новое литературное обозрение, 2014, № 1. Лаврентьева О. Сурвило. СПб.: Бумкнига, 2019. Шпигельман А. Маус. М.: Corpus, 2013. «Список Шиндлера» («Schidler's List», реж. Стивен Спилберг, 1993)
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Теоретическое и практическое знакомство магистрантов с произведениями искусства о коллективной травме: от изучения исторического контекста до создания питча таких произведений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • свободная ориентация магистрантов в теории и истории trauma studies в приложении к современным явлениям культуры
  • знание основных приемов выразительности, используемых авторами фильмов и текстов об исторической травме; сюжетных, композиционных и образных особенностей таких произведений
  • возможность использовать интеллектуальный потенциал магистрантов в цикле создания произведений о гуманитарных катастрофах: от авторства до продюсирования или пиар-сопровождения, от исследования до критической рецепции
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Травма и её исследования в исторической и современной перспективе
  • Репрезентация травмы в искусстве: фильмы, тексты, комиксы
  • Проекты магистрантов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Групповой творческий проект
  • неблокирующий Домашние задания
    Студенты готовят не менее трёх домашних заданий, которые направлены на поступательное выполнение группового проекта и соответствуют его теме. Домашнее задание выполняется самостоятельно и представляется студентом в рамках семинарских занятий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.3 * Домашние задания + 0.7 * Групповой творческий проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Травма рождения и ее значение для психоанализа, Ранк, О., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Нарративная психология : самость, психологическая травма и конструирование смыслов, Кроссли, М. Л., 2013

Авторы

  • Котюкова Анастасия Васильевна
  • Тямчик Азалия Александровна
  • Перегудова Татьяна Владиславовна