We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Psychology of Creativity

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
7
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 4 module

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе курса "Психология креативности" студенты формируют понимание психологических основ креативного мышления. Знакомятся с нейроподходами к нестандартному мышлению и своей когнитивной продуктивности, а также с содержанием методов, стимулирующих их креативность. В задачи курса входит: освоение принципов и алгоритмов нестантандартного мышления, формирование и развитие навыков постановки и творческого разрешения проблем, с которыми специалист встретится в своей профессиональной деятельности; анализ содержания широкого спектра креативных методов и техник, чтобы каждый студент «собрал» свою индивидуальную систему креативных инструментов и смог использовать ее для личного и командного применения в своей профессиональной деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная цель курса – дать концентрированное представление о психологических основах креативности, о современных подходах к активизации творческого мышления, познакомить студента со стадиями творческого процесса, обучить наиболее эффективным практическим методикам, используемым с целью активизации креативных способностей человека.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент идентифицирует основные понятия психологии креативного мышления и анализирует их содержание
  • Студент излагает основные подходы к творческому процессу, применяет их на практике
  • Студент излагает содержание основных креативных методологий (ТРИЗ, CRAFT, дизайн-мышление, латеральное мышление)
  • Студент может осознанно использовать алгоритмы креативных техник применительно к конкретной практической задаче и находить нестандартные/оригинальные решения научных, бытовых и профессиональных проблем
  • Студент понимает различия в использовании креативных методов и техник, аргументирует свой выбор в пользу того или иного метода
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в предмет.
    Психология креативности как самостоятельное направление в науке. Творчество VS Креативность: ломаем стереотипы. Общее представление о креативности, описание подходов к её определению. Виды креативности. Особенности проявления творческого потенциала субъекта в различных областях жизнедеятельности, знания и бизнеса. Роль креативности в профессиональной деятельности медиа-специалиста. Новейшие разработки в исследованиях креативности. Проблема взаимосвязи между креативностью и интеллектом. Общее описание основных подходов к определению и исследованию творчества и креативности. Дивергентное и конвергентное мышление.
  • Мозг и нейронаучные подходы к креативным процессам.
    Инерция мышления. Виды, особенности, способы преодоления инерции мышления. Ментальные шаблоны и коридоры мышления. Проблема стимуляции креативности: когнитивный, эмоциональный и мотивационный уровни. Влияние системы 1 и 2 на принятие решений. Творчество как процесс. Уровни протекания творческого процесса. Фазы творческого процесса. Содержание и доминирующие уровни психики на каждой фазе. Уровни психики, содержание и роль каждого уровня. Творческий процесс, содержание каждой фазы. Понятия инкубационного периода и инсайта, их роль в творческом процессе. Индивидуальная креативная сессия.
  • Методы стимуляции креативного мышления.
    Барьеры, мешающие проявлению творческого потенциала человека. Краткое описание основных подходов к развитию и стимуляции креативности. Индивидуальные и групповые методы, их преимущества и недостатки. Алгоритмические и неалгоритмические методы развития креативности. Концепция мозгового штурма. Влияние обмена идеями на креативность субъекта. Роль метафор и аналогий в творческом процессе. Метод синектики. Техники развития личной креативности. Техники латерального мышления
  • Окружающая среда и другие факторы стимуляции креативности.
    «Друзья» креативного мышления. Игры разума: лайфхаки для развития креативности. Важность отхода от привычных схем и стереотипов. Роль игры, смеха и юмора в развитии парадоксального мышления. «Враги» личной и командной креативности. Как создать в команде стимулирующую среду?
  • Парадокс ошибки. Значение ошибок в практике креативного мышления.
    Прорывные открытия как следствие ошибки. Культура ошибок в корпоративном мире – где выгодна и нужна? Инновации в бизнесе как результат креативного мышления.
  • Креативный процесс в группе и техники его фасилитации.
    Креативная методология «Латеральное мышление». Креативная методология «ТРИЗ». Креативная методология «Дизайн-мышление». Креативная методология «CRAFT»
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Экзамен
    Проводится письменно в аудитории. Задания разбиты по вариантам. Задания к экзамену разработаны на основе пройденного материала. На экзамене не разрешается пользоваться никакими источниками. На написание экзамена отводится 90 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Активность на занятиях + 0.45 * Домашнее задание + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Калошина, И.П. Большая теорема Ферма и психология творчества: монография / И.П. Калошина. - М. : ЮНИТИ-ДАНА,2017. - 319 с. - ISBN 978-5-238-02124-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028700

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Boden, M. A. (2010). Creativity and Art : Three Roads to Surprise. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=488671