• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Psychology of Creativity

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
7
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 4 module

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе курса "Психология креативности" студенты формируют понимание психологических основ креативного мышления. Знакомятся с нейроподходами к нестандартному мышлению и своей когнитивной продуктивности, а также с содержанием методов, стимулирующих их креативность. В задачи курса входит: освоение принципов и алгоритмов нестантандартного мышления, формирование и развитие навыков постановки и творческого разрешения проблем, с которыми специалист встретится в своей профессиональной деятельности; анализ содержания широкого спектра креативных методов и техник, чтобы каждый студент «собрал» свою индивидуальную систему креативных инструментов и смог использовать ее для личного и командного применения в своей профессиональной деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная цель курса – дать концентрированное представление о психологических основах креативности, о современных подходах к активизации творческого мышления, познакомить студента со стадиями творческого процесса, обучить наиболее эффективным практическим методикам, используемым с целью активизации креативных способностей человека.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент идентифицирует основные понятия психологии креативного мышления и анализирует их содержание
  • Студент излагает основные подходы к творческому процессу, применяет их на практике
  • Студент излагает содержание основных креативных методологий (ТРИЗ, CRAFT, дизайн-мышление, латеральное мышление)
  • Студент может осознанно использовать алгоритмы креативных техник применительно к конкретной практической задаче и находить нестандартные/оригинальные решения научных, бытовых и профессиональных проблем
  • Студент понимает различия в использовании креативных методов и техник, аргументирует свой выбор в пользу того или иного метода
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в предмет.
    Психология креативности как самостоятельное направление в науке. Творчество VS Креативность: ломаем стереотипы. Общее представление о креативности, описание подходов к её определению. Виды креативности. Особенности проявления творческого потенциала субъекта в различных областях жизнедеятельности, знания и бизнеса. Роль креативности в профессиональной деятельности медиа-специалиста. Новейшие разработки в исследованиях креативности. Проблема взаимосвязи между креативностью и интеллектом. Общее описание основных подходов к определению и исследованию творчества и креативности. Дивергентное и конвергентное мышление.
  • Мозг и нейронаучные подходы к креативным процессам.
    Инерция мышления. Виды, особенности, способы преодоления инерции мышления. Ментальные шаблоны и коридоры мышления. Проблема стимуляции креативности: когнитивный, эмоциональный и мотивационный уровни. Влияние системы 1 и 2 на принятие решений. Творчество как процесс. Уровни протекания творческого процесса. Фазы творческого процесса. Содержание и доминирующие уровни психики на каждой фазе. Уровни психики, содержание и роль каждого уровня. Творческий процесс, содержание каждой фазы. Понятия инкубационного периода и инсайта, их роль в творческом процессе. Индивидуальная креативная сессия.
  • Методы стимуляции креативного мышления.
    Барьеры, мешающие проявлению творческого потенциала человека. Краткое описание основных подходов к развитию и стимуляции креативности. Индивидуальные и групповые методы, их преимущества и недостатки. Алгоритмические и неалгоритмические методы развития креативности. Концепция мозгового штурма. Влияние обмена идеями на креативность субъекта. Роль метафор и аналогий в творческом процессе. Метод синектики. Техники развития личной креативности. Техники латерального мышления
  • Окружающая среда и другие факторы стимуляции креативности.
    «Друзья» креативного мышления. Игры разума: лайфхаки для развития креативности. Важность отхода от привычных схем и стереотипов. Роль игры, смеха и юмора в развитии парадоксального мышления. «Враги» личной и командной креативности. Как создать в команде стимулирующую среду?
  • Парадокс ошибки. Значение ошибок в практике креативного мышления.
    Прорывные открытия как следствие ошибки. Культура ошибок в корпоративном мире – где выгодна и нужна? Инновации в бизнесе как результат креативного мышления.
  • Креативный процесс в группе и техники его фасилитации.
    Креативная методология «Латеральное мышление». Креативная методология «ТРИЗ». Креативная методология «Дизайн-мышление». Креативная методология «CRAFT»
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Экзамен
    Проводится письменно в аудитории. Задания разбиты по вариантам. Задания к экзамену разработаны на основе пройденного материала. На экзамене не разрешается пользоваться никакими источниками. На написание экзамена отводится 90 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Активность на занятиях + 0.45 * Домашнее задание + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Калошина, И.П. Большая теорема Ферма и психология творчества: монография / И.П. Калошина. - М. : ЮНИТИ-ДАНА,2017. - 319 с. - ISBN 978-5-238-02124-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028700

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Boden, M. A. (2010). Creativity and Art : Three Roads to Surprise. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=488671