We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Legal Aspects of Media

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Institute of Media
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors


Пономарева Натэла Васильевна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Правовые аспекты медиа" направлен на формирование понимания роли права в демократическом обществе и представления об основах законодательства в области медиа. В результате освоения курса студенты узнают об основных источниках медиаправа; базовых принципах регулирования СМИ и новых медиа в России; об объеме прав и обязанностей субъектов массово-информационных отношений; об ограничениях в распространении массовой информации в соответствии с нормами российского информационного права; особенностях правового регулирования персональных данных; правовых основах государственного регулирования и поддержки кинематографа; а также узнают основы авторского права и общие требования к содержанию рекламы в медиа. Студенты научатся применять источники медиаправа в своей профессиональной деятельности; осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормами права; использовать и защищать профессиональные права в интересах обеспечения граждан необходимой информацией и успешной бесперебойной работы медиа. Курс нацелен на развитие общей правовой культуры студентов; на овладение студентами необходимыми навыками чтения и анализа основных источников медиаправа, судебных решений. Студенты получат опыт идентификации типичных нарушений, возникающих в ходе профессиональной деятельности в сфере медиа. Дисциплина разработана для студентов, обучающихся по направлению подготовки 42.04.05 Медиакоммуникации, и реализуется в межкампусном формате с применением дистанционных технологий для студентов, обучающихся в НИУ ВШЭ – Москва, НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать понимание роли права в демократическом обществе
  • Дать представление об основах законодательства в области медиа в России и за рубежом (в контексте международных стандартов)
  • Обучить применению полученных в ходе курса правовых знаний в творческой работе, защите своих профессиональных прав в интересах свободы выражения мнений, свободы творчества и развития массовой культуры
  • Сформировать представление об особенностях правового регулирования персональных данных; о принципах и условиях обработки персональных данных; о правах субъекта персональных данных и обязанностях оператора при сборе персональных данных
  • Сформировать представление об особенностях правового регулирования кинематографа; о тенденциях регулирования аудиовизуальной среды в России
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Перечисляет основные источники медиаправа на международном и национальном уровнях
  • Называет различия в правовых статусах зарегистрированных в установленном законом порядке СМИ и новых медиа
  • Классифицирует права и обязанности журналиста
  • Классифицирует и отличает информационные права граждан и журналистов
  • Называет виды информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством РФ
  • Проводит анализ контента на предмет содержания публичных призывов к совершению экстремистской деятельности в соответствии с международными стандартами и практикой Европейского Суда по правам человека по статье 10 Европейской Конвенции о правах человека
  • Классифицирует посягательства на честь, достоинство и деловую репутацию в зависимости от вида правовой ответственности
  • Отличает право на опровержение от права на ответ
  • Трактует понятия "факт", "оценочное суждение", "фейк" в контексте международных стандартов и национального законодательства
  • Называет гарантии неприкосновенности частной жизни, предусмотренные российским законодательством
  • Решает кейсы, связанные с правом на частную жизнь третьих лиц в контексте профессиональной деятельности журналиста
  • Классифицирует и интерпретирует возможные случаи свободного использования произведений в деятельности журналиста
  • Классифицирует права, возникающие у автора, в соответствии с положениями Части Четвертой Гражданского кодекса РФ
  • Различает и определяет виды ответственности за нарушение прав автора в конкретном кейсе
  • Называет критерии охраноспособности произведений в контексте авторского права
  • Классифицирует виды запрещенной к распространению рекламы в РФ
  • Называет основные требования и ограничения к рекламе в медиа, в соответствии с ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"
  • Называет принципы и условия обработки персональных данных, в соответствии с ФЗ от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"
  • Перечисляет обязанности оператора при сборе персональных данных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Источники медиаправа
    Предмет, структура и задачи курса. Понятие медиаправа. Свобода мысли и слова как неотъемлемое право человека. Недопустимость цензуры. Источники медиаправа: международные договоры, Конституция, законы, указы президента и постановления правительства. Конституция РФ (1993 г.) как основополагающий юридический акт прямого действия. Соответствие норм российской Конституции о свободе информации документам ООН и Совета Европы: Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Понятие свободы массовой информации. Прецедентное право судебного органа Совета Европы – Европейского суда по правам человека – по делам о нарушении положений статьи 10 Европейской конвенции. Закон РФ «О средствах массовой информации» (1991 г.): история принятия.
  • Организация деятельности редакции
    Закон РФ «О средствах массовой информации» (1991 г.) как основной акт, регулирующий сферу СМИ в России. Особенности регулирования СМИ. Регистрация СМИ и лицензирование вещания. Основные понятия, используемые в Законе РФ «О средствах массовой информации» (1991 г.). СМИ, учредитель, редакция, главный редактор, журналист. Конфиденциальность информации редакции. Права и обязанности журналиста. Злоупотребление свободой массовой информации. Дело «Росбалт». Сохранение в тайне журналистских источников. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК РФ). Организация деятельности редакции. Редакционный устав, содержание и процедура его принятия. Прозрачность отношений собственности. Ограничения права собственности иностранцев на СМИ. Правовой статус новых медиа в РФ. Правовой статус организатора распространения информации в сети «Интернет», владельца новостного агрегатора, владельца аудиовизуального сервиса, владельца социальной сети.
  • Свобода информации
    Свобода распространения информации. Право на доступ к информации: фактические возможности граждан и редакций СМИ. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Запрос на получение информации. Порядок отказа или отсрочки в предоставлении информации, их обжалования. Виды ответственности за непредоставление информации. Гласность судопроизводства, исключения из этого принципа. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Государственная тайна. Порядок отнесения сведений к государственной тайне. Коммерческая тайна, иная конфиденциальная информация.
  • Информационная безопасность
    Информационная безопасность. Доктрина информационной безопасности. Ограничения с целью противодействия терроризму и экстремизму. Федеральный закон «О противодействии терроризму». Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности». Декриминализация преступлений экстремистской направленности. Ответственность за «лайки» и «репосты». ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и его основные понятия. Единый реестр доменных имен и указателей страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено. Регулирование «фейковых новостей».
  • Защита чести, достоинства и деловой репутации
    Защита от посягательств на честь, достоинство и деловую репутацию. Гражданский кодекс РФ (ст. 152) и Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» от 24 февраля 2005 года. Распространение сведений порочащего характера. Трактовка понятий «факт», «мнение», «оценочное суждение». Опровержение и ответ, порядок их распространения. Компенсация морального вреда. Специфика рассмотрения в судах гражданских исков о защите чести и достоинства, предъявляемых к журналистам и редакциям СМИ. Защита деловой репутации. Честь и достоинство политиков. Декларация Комитета Министров Совета Европы о свободе политической дискуссии в СМИ. Презумпция невиновности и журналистская практика. Уголовно-правовой и административно-правовой порядок защиты чести и достоинства. Клевета и оскорбление. Оскорбление представителя власти. Освобождение от ответственности. Судебная практика. Закон о «неуважении к власти и обществу».
  • Неприкосновенность частной жизни
    Гарантии неприкосновенности частной жизни. Персональные данные физических лиц. Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Ответственность за нарушение законодательства о персональных данных. Согласие на распространение сведений. Право на изображение. Обстоятельства, позволяющие журналистам использовать скрытую запись согласно российскому закону о СМИ. Защита общественных интересов. Личная жизнь публичных фигур. Открытые сведения о доходах и имуществе государственных чиновников. Различия прав на личную жизнь и на честь и достоинство. Судебная практика.
  • Интеллектуальная собственность
    Отличия физической собственности от интеллектуальной собственности. Четвёртая часть Гражданского кодекса РФ о защите интеллектуальной собственности. Авторское право. Смежные права. Содержание и форма произведения. Регистрация, срок охраны авторского права. Неимущественные права и исключительное право авторов. Способы использования прав. Право на вознаграждение. Договоры в авторском праве. Специфика авторских правоотношений в медиа. Авторское право на интервью. Авторское право на новостное сообщение. Служебные произведения. Общества по коллективному управлению правами. Произведения, не охраняемые авторским правом. Допустимость свободного использования произведений без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Ответственность за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав.
  • Правовое регулирование рекламы
    Реклама и свобода массовой информации. Общие положения Закона РФ «О рекламе». Запрет недобросовестной и недостоверной рекламы. Скрытая реклама. Специфика регулирования «продакт плейсмента». Спонсорство, соотношение понятий «спонсорство» и «реклама». Ограничения на рекламу алкогольных и табачных изделий, наркотических препаратов, медикаментов, медицинских и др. товаров и услуг. Особенности рекламы в радио- и телепрограммах, в Интернете. Рекламные издания и телеканалы. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. Функции федерального антимонопольного органа в области контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе. Саморегулирование рекламной деятельности. Права потребителей. Степень ответственности СМИ за содержание распространяемых рекламных сообщений. Защита интересов несовершеннолетних при производстве и распространении рекламы. Практика применения законодательства о рекламе.
  • Правовое регулирование персональных данных
    Персональные данные физических лиц. Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Основные понятия закона. Принципы и условия обработки персональных данных. Права субъекта персональных данных и обязанности оператора при сборе персональных данных. Ответственность за сбор и хранение персональных данных. Согласие на обработку персональных данных. Полномочия Роскомнадзора в области защиты персональных данных. Общедоступные источники персональных данных. Специальные категории персональных данных. Особенности регулирования персональных данных в Европейском союзе.
  • Защита детей от вредной информации в медиа
    Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Основные понятия закона. Возрастная классификация информационной продукции. Экспертиза медиапродукции на предмет соответствия требованиям закона. Полномочия Роскомнадзора в области защиты детей от вредной информации в медиа.
  • Деятельность медиа в предвыборный период
    Свободные выборы и свободные СМИ. Принцип равных прав кандидатов в отношении доступа к СМИ. Основные положения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Понятие и виды предвыборной агитации. Содержание агитации. Предвыборная агитация и информирование. Общие условия проведения агитации в СМИ. Порядок предоставления бесплатного и платного времени в программах электронных СМИ. Сроки проведения агитации. Гласность в деятельности избирательных комиссий. Опубликование итогов голосования. Ответственность СМИ и журналистов. Порядок использования данных социологических опросов. Организация контроля за соблюдением избирательного законодательства. Ответственность СМИ и журналистов за нарушение права на проведение агитации. Правовой статус журналистов-кандидатов.
  • Государственная поддержка и регулирование кинематографа
    Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографа в России». Субъекты государственного регулирования и контроля в сфере кинематографа. Методы государственного регулирования кинематографа в России. Направления развития государственной поддержки кинематографа в России. Прокатное удостоверение на фильм; правила выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения. Роль этики в регулировании кинематографа. Саморегулирование. Союз кинематографистов. Хартия телерадиовещателей.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты по итогам лекций
  • неблокирующий Активность на семинарах (решение кейсов, выполнение упражнений в классе и домашних заданий)
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Письменный экзамен (тест)

    Количество заданий в тесте может подлежать изменениям на усмотрение преподавателя в соответствии с объемом пройденного материала по дисциплине.

    Если по результатам посещения лекционных занятий, а также по результатам активности студента на семинарах, выполнения им домашних заданий и эссе оценка студента, рассчитанная по формуле: Оавт.= 0,4* Оэссе + 0,4* Оактивность на семинарах+ 0,2 Отесты по итогам лекций >=7, то студент освобождается от экзамена и в ведомость выставляется эта оценка. Оценка округляется по арифметическим правилам.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Активность на семинарах (решение кейсов, выполнение упражнений в классе и домашних заданий) + 0.5 * Письменный экзамен (тест) + 0.1 * Тесты по итогам лекций + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Близнеца И.А. - Право интеллектуальной собственности. 2-е издание. Учебник - Проспект - 2019 - ISBN: 978-5-392-29499-2 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/31094
  • Под ред. Федотова М.А. - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 497с. - ISBN: 978-5-534-10593-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnoe-pravo-430915
  • Рассолов И. М. - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 347с. - ISBN: 978-5-534-04348-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnoe-pravo-431833
  • Шершеневич Г. Ф. ; Сост. Белов В. А. - АВТОРСКОЕ ПРАВО НА ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 274с. - ISBN: 978-5-534-06842-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/avtorskoe-pravo-na-literaturnye-proizvedeniya-438781

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бачило И. Л. - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 419с. - ISBN: 978-5-534-00608-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnoe-pravo-431119
  • Близнец И.А., Леонтьев К.Б. - Авторское право и смежные права. 2-е издание. Учебник - Проспект - 2015 - ISBN: 978-5-392-18840-6 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/29142
  • Гусев А.Ю. - Судебная практика о применении законодательства, регулирующего вопросы защиты персональных данных. Учебно-практическое пособие - Проспект - 2019 - ISBN: 978-5-392-29690-3 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/42159
  • Под ред. Близнеца И.А. - Интеллектуальная собственность в современном мире. Монография - Проспект - 2017 - ISBN: 978-5-392-23502-5 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/33677