We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History and Theory of Media

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Institute of Media
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors


Kiriya, Ilya


Konson, Grigory


Рябов Артем Александрович


Chernenko, Yulia

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина является обязательной вводной для всех студентов магистерских программ в сфере медиа и журналистики. Она знакомит студентов с основными научными направлениями в области исследования массовых коммуникаций, учит ориентироваться в исторических аспектах развития медиа в обществе, различиях и концептуальных особенностях различных подходов к исследованию медиа и теоретических школ их изучения. Базовыми пререквизитами для данной дисциплины являются знания уровня бакалавриата в сфере общей социологии, философии и т.п. Дисциплина разработана для студентов, обучающихся по направлению подготовки 42.04.05 Медиакоммуникации, и реализуется в межкампусном формате с применением дистанционных технологий для студентов, обучающихся в НИУ ВШЭ – Москва, НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать понимание истории развития и основных теоретических направлений исследований коммуникации и информации и тем самым дать представление о многоаспектности и плюридисциплинарности современных коммуникаций, включая медиа, технологии информации и коммуникации, индустрии культуры
  • Дать представление о том, как, и из чего сложился мир современных медиа (экономические и социальные предпосылки, технические открытия, потребность человека в информации и творчестве), как поступательно рождался особый язык аудиовизуальной коммуникации и в чем его специфические особенности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Периодизирует эпохи развития медиа
  • Различает виды социальных институтов и их связь с развитием медиа
  • Различает коммуникативную эффективность различных видов письменности
  • Периодизирует возникновение основных форм коммуникации
  • Различает организацию книжного промысла в различных странах
  • Формулирует различия между различными национальным моделями свободы печати
  • Аргументирует с использованием исторического опыта свою позицию по вопросу современного регулирования массовых коммуникаций
  • Сопоставляет изменения в общественных системах с эволюцией медианосителей
  • Приводит основные характеристики медианосителей
  • Классифицирует медиатеории по объекту исследований
  • Знает основания для классификации Д. Макуэйла
  • Располагает теории на карте теорий Д. Макуэйла
  • Знаком с положениями теории медиаэффектов
  • Отличает авторов парадигмы пропагандистской силы от авторов парадигмы ограниченных эффектов
  • Применяет основные положения теорий медиаэффектов к анализу современных явлений в сфере медиа
  • Знаком с базовыми текстами Лазарсфельда, Ласуэлла, Липпмана и их основными положениями
  • Излагает основные положения критической теории
  • Знаком с базовыми текстами Адорно, Хабермаса, Маркузе, Беньямина
  • Способен применять основные положения теории индустриализации культуры к анализу современной медиаэкономики
  • Определяет понятие знака. Различает концепции знака Пирса и де Соссюра
  • Различает три категории знаков у Пирса
  • Применяет концепт мифа Барта для анализа современности
  • Различает основные методы дискурсного анализа
  • Знаком и различает тексты ведущих психологов медиаэффектов
  • Рефлексирует вклад теорий прайминга и культивации в всеобщую теорию медиа
  • Применяет психологические теории для анализа конкретных медиакомпании, материалов медиа и поведения аудитории
  • Различает этнометодологический подход к теории социального действия и обосновывает его коммуникативную природу
  • Рефлексирует основные положения Школы Пало Альто
  • Применяет подходы Гофмана и этнометодологов к анализу социальных коммуникативных практик
  • Формулирует основные подходы Торонтской школы
  • Сопоставляет типы культур с присущими им медианосителями
  • Дает определение понятию "информационное общество"
  • Формулирует основные принципы сетевого общества по М. Кастельсу
  • Дает определение инновации как коммуникативного процесса
  • Анализирует инновации и их коммуникацию в обществе по модели Роджерса
  • Высказывает критические замечания к модели диффузии инноваций Роджерса с приведением альтернативных теорий
  • Различает культурологический и эмпирико-функционалистский подходы к анализу медиапотребления
  • Применяет концепцию кодирования/декодирования к анализу современных медиа и феноменов массовой культуры
  • Дает определение понятию политической экономии массовых коммуникаций
  • Формулирует ключевые дилеммы и критику информационного капитализма
  • Описывает специфику культурных индустрий и их отличия от других индустрий
  • Анализирует трансграничные и глобальные медиапродукты как элементы культурной гегемонии
  • Различает различные эпохи развития медиа и сопровождавшее их развитие социальных институтов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Базовые категории курса: медиа, массовые коммуникации, коммуникация как процесс.
    Понятие медиа, массовых коммуникаций, информации и коммуникации, их взаимосвязи. Медиакоммуникации как распространение символических форм. Теоретические представле-ния об информации и коммуникации. Математическое представление об информации. Гу-манитарное представление об информации. Информация как абстрактное содержание ком-муникации. Информация и ее носители. Понятие медиа как коммуникационного посредни-ка. Основные компоненты медиа. Медиа и СМИ: сходства и различия. Основные коммуни-кативные жанры дискурса: экспрессивный, аргументативный и информативный. Пропаган-дистские подходы к изучению СМИ: советская школа. Вызов категории массовых комму-никаций. Теории «медиаконвергенции». Три уровня медиа. Понятие медиаконвергенции и ее проявления.
  • Медиаизменения и их связь с экономическим и политическим развитием обществ.
    Медианосители и усложнение государственных типов устройства. Усложнение общества как процесс контроля над насилием. Типы социальных порядков. Порядки закрытого доступа, характеристики их медиасреды. Порядки открытого доступа: характеристики медиасреды. Четыре формы власти и из взаимосвязи. Взаимосвязь политической и экономической форм власти. Взаимосвязь и взаимозаменяемость принудительной формы власти и символиче-ской формы власти. Медиа и эволюция экономики. Макроуровень коммуникаций в эконо-мическом развитии (поддержка торговли, географии). Микроуровень (проблема информа-ционной асимметрии в экономике, проблема доверия и «принуждения»). Развитие медиа как платной информации. Развитие медиа в контексте политики. Медиа в открытых политиче-ских режимах. Эволюция медиа от плюрализма мнений к «универсальности новостей». Церковь и символическая монополия, ее эволюция. Эволюция систем принуждения и ком-муникативных форм их осуществления.
  • Основные формы коммуникации и их развитие
    Четыре основных формы коммуникации: жест, изображение, речь и письменность. Проме-жуточная и переходная форма музыки как формы коммуникации. Особенности коммуни-кации у животных и отличие этой коммуникации от коммуникации у людей. Биологические и социальные семиотики, их отличие. Устная речь как автоматическая форма коммуника-ции. Изображение и эволюция изображения. Письменность как коммуникативная форма существования государств. От пиктографических к идеографическим и алфабетическим письменностям. Носители письма и их транспортабельность, ее роль.
  • История контроля массовых коммуникаций
    Организация книжного промысла в странах Европы в допечатную эпоху. Церковный кон-троль коммуникации. Университетские корпорации и ограничение книжного промысла. Церковный контроль в централизованных и раздробленных странах. Основные политиче-ские вызовы книгопечатания. Рескрипты и привилегии как система регулирования печатно-го промысла. Первые периодические издания в системе привилегий. Эпоха Просвещения и «ломка» модели элитной книги. Роль буржуазных революций в Англии и Франции в разви-тии свободы слова. Свобода слова как право и его ограничения. Концепции свободы слова. Манипулятивные модели регулирования прессы в 19 в.: Наполеон и Бисмарк. Установление законодательных режимов свободы слова. 20 век и разделение «пропаганды» и «журнали-стики». Особенности советского и пост-советского периода контроля в России. Основные ограничители деятельности медиа: давление государства, корпораций, групп влияния.
  • История медианосителей и технологий медиа
    Основные формы существования книги: свиток и кодекс. Библиотеки и публичная практика потребления книги как носителя. Роль книгопечатной революции в трансформации социальной системы Европейских государств. Изобретение оптического телеграфа Клода Чаппа: административно-политический аспект. Первая система кодирования сообщения в оптическом телеграфе. Военно-политическое использование оптического телеграфа. Первые попытки гражданского использования системы. Борьба между оптическим и электрическим телеграфом. Изобретение электрического телеграфа: первые виды применения и конкурирующие системы. Коммерциализация электрического телеграфа. Система государственных монополий на средства связи. Особенности скелета транспортных инфраструктур и систем связи. Конкуренция между телефоном и телеграфом. Техническое устройство телефона. Особенности первых использований телефона. Телефон как система деловой связи. Применение телефона в сельской местности: американская и европейская модели. Телефон как система персональной связи и мутация городов в конце XIX в. Телефонное отставание и его причины Первые опыты по переносу изображений. Опыты Ньепса и изобретение фотографии как химического процесса для переноса гравюр. Дагер и изобретение дагеротипии (классической фотографии). Оппозиция системы «копирования» изображения и системы «уникального» изображения. Изобретение фотобумаги. От профессиональной к любительской съемке. Акустическая дагеротипия. Опыты Надара. Томас Эдисон и изобретение фонографа. Фонограф как прибор, не вписавшийся в потребность музыкальной индустрии. Особенности записи музыки на восковый валик. Появление патефона. Патефон и фонограф: преимущества и недостатки. Радио и телевидение как медианосители и средства транспорта. Основные технические и инфраструктурные особенности вещания: эфирное, кабельное, спутниковое. Цифровое телевизионное вещание. Интернет и электронные коммуникации.
  • Классификация теорий медиа
    Классификация основных теорий с точки зрения инструментария: социологические, философские, литературоведческие, лингвистические. Классификация основных теорий с точки зрения объектов исследования. Классификация основных теорий по модели Д.Макуэйла: социально ориентированные и медиаориентированные. Периодизация теорий: эмпирико-функционалистская группа, критическая группа, лингвистическая группа, социологическая, психологическая группа, политэкономия массовых коммуникаций. Каноническая схема коммуникации Г. Ласуэлла и ее элементы в науке о коммуникациях. Исследования коммуникатора. Общество, институты, СМИ, инноваторы, индивиды как коммуникаторы. Изучение содержания коммуникации: материалы СМИ, культура, литература, речевые акты и эннонсация, инновация как «содержание» в процессе коммуникации. Исследование канала коммуникации: каналы коммуникации как экономическая сфера, традиционные способы коммуникации и их влияние на содержание, социальные системы трансляции информации. Изучение аудитории коммуникации: массовая аудитория, индивиды, социальные группы. Эффекты массовой коммуникации и их изучение: реакция индивида на сообщения, «концепция использования СМИ», активный потребитель коммуникации. Ранние исследования процессов обмена. Трудовые и экономические отношения как процесс обмена. Концепции сетевого обмена и исторического развития. Массовая психология и психология толпы. Эмпирические исследования общества. Чикагская школа и первые исследования урбанизированной коммуникации. Первые исследования массовых коммуникаций.
  • Эмпирико-функционалистская школа изучения массовых коммуникаций
    Математическая теория информации в исследованиях систем связи. Линейные и бихевиористские модели, их роль в теориях пропаганды. Биологические науки и их роль в формировании коммуникационных моделей. Циклическая модель Шрамма. Основные факторы возникновения группы теорий. Эволюция коммуникационных моделей. Гарольд Ласуэлл и изучение эффектов пропаганды. Функциональная социология Раскол американской социологии на два лагеря: лагерь структурной социологии действия и лагерь «операционной социологии». Парадигма «пропагандистской силы» и парадигма «ограниченных эффектов» масс-медиа. Нейтральная социология и индустриальная социология. Гарвардская школа и Колумбийская школа. Концепция «демократического реализма» У. Липмана, теория «общественного мнения». Парадигма ограниченных эффектов медиа как основной предмет исследований Колумбийской школы. Теория двухступенчатого потока информации. Работы Карла Хоуланда и функции медиа. Элиху Кац и «теория обретения пользы и удовлетворения»: переломный этап в социологии эффектов. Работы по «использованию медиа». Теория «повестки дня» и «спирали тишины». Теории четвертой власти. Функциональная социология массовой коммуникации Бориса Фирсова.
  • Критическая теория и философия. Теории индустриализации культуры
    Философские составляющие «критической теории». «Критическая теория» как оппозиция американскому эмпиризму. Неомарксизм и переоценка учения Маркса. Возникновение Франкфуртской школы. Вальтер Беньямин и первые работы по индустриализации культуры. Концепция культурной индустрии Адорно и Хоркхаймера. Теория технической рациональности и мономерного человека Маркузе. Юрген Хабермас и концепция «публичной сферы».
  • Структурализм и семиотика, лингвистическая теория массовой коммуникации: основные концепции
    Фердинанд де Соссюр и рождение структурной лингвистики. Две концепции знака в структурной лингвистике. Структурная антропология Клода Леви-Стросса и ее роль в коммуникациях. Мифы как форма языка. Ролан Барт и семиотический анализ продуктов коммуникации. Французская школа массовых коммуникаций. Теории символического насилия в неомарксистской перспективе. Мишель Фуко и структурная теория власти.
  • Психологические подходы к изучению массовых коммуникации
    Когнитивные теории на стыке медиапсихологии и лингвистики. Теун Ван Дейк и его когнитивная теория дискурса. Социально-когнитивная теория Альберта Бандуры. Понятие научения в теории Бандуры. Теория прайминга и модели человеческой памяти при усвоении сообщений СМИ. Теория культивации Дж. Гербнера. Психологическое изучение медианасилия. Семиосоциопсихологическая теория Т. Дридзе.
  • Микросоциологические подходы к изучению коммуникации
    Интеракционистские подходы к коммуникации как микросоциальный анализ. Этнометодология Гарольда Гарфинкеля: личные бытовые коммуникационные ситуации. Школа Пало-Альто. Изучение социальных ритуалов и работы Ирвинга Гофмана. Социология организационных коммуникаций: актер и система.
  • Теории информационного общества и медиа в основе социального развития
    Информационное общество как социально-философская парадигма. Технологический детерминизм Маршалла Маклюэна и Гарольда Инниса. Теории «экономики будущего» (Белл, Тоффлер, Фукуяма). Правительственные и политические доктрины по переходу к информационному обществу. Сетевая информациональная экономика Манюэля Кастелльса. Причины краха советского этатизма у Кастельса и их критика. Экономика доступа Джереми Риффкина.
  • Социология диффузии инноваций
    Кибернетика как наука о коммуникациях, работы Норберта Винера. Теория взаимоотношений человека и машины. Понятие энтропии информации. Модель диффузии инноваций как коммуникационный процесс. Модель перевода. Модель социо-технического альянса. Концепция «индустрий воображаемого» как история инноваций в коммуникации. «Использование технологий» как современная концепция активного потребителя. Теории модернизации и их критика.
  • Теории активного потребителя и cultural studies
    Развитие социологии массовых коммуникаций после эмпирико-функционалистов. Классификация основных социологических теорий. Медиаориентированые и социально-ориентированные теории. Карта теорий. «Культурные исследования» Ричарда Хоггарта. Раймонд Уильямс и анализ «культурных практик». Стюарт Холл и концепция «кодирования/декодирования». Работы по восприятию телевидения Дэвида Морли. Культурные паттерны. Исследования практик
  • Политическая экономия массовых коммуникаций
    Концепция культурного империализма Герберта Шиллера. Концепция «свободного потока информации» в международной политике США 1950-1970х гг. Неравномерное распределение коммуникационных ресурсов в мире. Политические дебаты вокруг «Нового мирового порядка в области информации и коммуникации». Теория культурной зависимости и ее лимиты. Концепция модернизации и цифрового раскола. Теории интернационализации СМИ. Международное радиовещание в борьбе против цензур. Дебаты вокруг «культуры». Концепция культурных индустрий. Основные понятия культурных индустрий: продукт, цена, стоимость культурных продуктов. Критика экономических коммерческих моделей медиа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах (групповые презентации студентов)
  • неблокирующий Онлайн-тесты
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Онлайн-тесты + 0.3 * Работа на семинарах (групповые презентации студентов) + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Appadurai, Arjun. Modernity at Large : Cultural Dimensions of Globalization, University of Minnesota Press, 1996. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=310379.
  • Castells, Manuel. The Power of Identity : The Information Age - Economy, Society, and Culture, John Wiley & Sons, Incorporated, 2009. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=470449.
  • Communication Theory and Research, edited by Denis McQuail, et al., SAGE Publications, 2006. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=334341.
  • Convergence Media History, edited by Janet Staiger, and Sabine Hake, Routledge, 2009. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=446641.
  • Questions of Cultural Identity : SAGE Publications, edited by Stuart Hall, and Gay, Paul du, SAGE Publications, 1996. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1474805.
  • Smith, Bruce Lannes, and Harold D. Lasswell. Propaganda, Communication and Public Opinion, Princeton University Press, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=4071105.
  • Кирия И.В., Новикова А.А. - История и теория медиа - Издательский дом Высшей школы экономики - 2017 - 423с. - ISBN: 978-5-7598-1188-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100133

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Internationalizing Media Studies : Impediments and Imperatives, edited by Daya Kishan Thussu, Routledge, 2009. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=431824.