We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Media Economics

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Institute of Media
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors


Buryachenko, Andrey


Гасанов Эмин Салман Оглы


Dovbysh, Olga

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Экономика медиа" призван познакомить студентов с основными понятиями экономической теории, применимых к медиарынку. В рамках курса магистранты познакомятся с основными характеристиками медиарынка как сдвоенного рынка, а также узнают особенности культурного продукта. Также в рамках курса студенты узнают о видах концентрации и конкуренции в СМИ, а также о возможных способах государственного регулирования этих явлений. Дисциплина разработана для студентов, обучающихся по направлению подготовки 42.04.05 Медиакоммуникации и 42.04.02 Журналистика, и реализуется в межкампусном формате с применением дистанционных технологий для студентов, обучающихся в НИУ ВШЭ – Москва, НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представление о системе СМИ как системе, действующей в рамках хозяйственных и экономических связей при специфической организации труда и в условиях особенного, нетрадиционного для обычной экономики, ценообразования и потребления
  • Знакомство студентов с основными составляющими экономики медиа, особенностями медиарынка как специфической системы обмена, с ключевыми моделями медиаэкономики (связанными, прежде всего, со степенью коммерциализации медиаиндустрии)
  • Сформировать у студентов представления об основных функциях и ролях рекламы, видах современной рекламы и средствах ее распространения, изучить зарубежный, а так-же отечественный опыт функционирования рекламного рынка, его экономические, национальные и культурные особенности, проанализировать правовые основы функционирования рекламной деятельности в разных странах
  • Курс позволит обозначить ключевые отличия государственной экономической политики в области медиа различных стран мира, сформировать пони-мание основных особенностей регулирования экономики медиа (регулирования концентрации, национальной идентичности в медиа и т. д.)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает понятие медиарынка и понимает роль медиа в современной экономике
  • Осознает гибридность медиапродукта
  • Выделяет особенности "культурного" продукта
  • Понимает суть сдвоенности медиарынка
  • Понимает действие экономики масштабов производства медипредприятия
  • Знает типы издержек предприятия
  • Определяет вид издержек предприятия
  • Знает виды конкуренции СМИ
  • Знает основные стратегии
  • Различает виды концентрации медиабизнеса
  • Понимает особенности крупных медиаконцернов
  • Знает основные российские и иностранные медиаконцерны
  • Знает устройство медийной экосистемы
  • Знает основные модели доставки телевизионного сигнала
  • Понимает особенности государственная поддержки медиаорганизаций в развитых странах Запада
  • Понимает особенности системы непрямой государственной поддержки
  • Использует базовые операции программы "Microsoft Excel"
  • Строит графики, круговые диаграммы, столбиковые диаграммы, диаграммы рассеяния
  • Проводит корреляционный анализ и строит тренды
  • Строит позиционные карты СМИ
  • Рассчитывает погрешности аудиторных показателей
  • Строит простейшие прогнозные модели поведения аудитории
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Специфика медиа как товара и медиаиндустрии в целом, основные понятия медиаэкономики.
    Роль медиа в современной экономике. Концепция медиаиндустрии как индустрии услуг: плюсы и минусы. Трансформация экономической системы во второй половине ХХ в. и рост роли медиа. Доля медиарынка в экономике развитых стран и России. Рынок СМИ как рынок периодических средств информации. Узость понятия «рынок СМИ». Медиа-рынок и его компоненты: СМИ, рекламные агентства и их подвиды (медиабайеры, медиаселлеры), коммуникационные агентства, книжный рынок, рынок аудиовизуальной продукции, рынок мобильного и интернет-контента. Политэкономическое понятие индустрии. Индустрия как массово-организованное произ-водство продукта в результате воздействия концентрированной рабочей силы и технических средств. Экономические факторы развития медиаиндустрии: развитие мануфактурного и капиталистического производства. Политические факторы развития медиаинду-стрии: свобода обмена информацией как рынок. Социальные факторы развития медиаин-дустрии: появление читательской аудитории. Технологические факторы развития медиаиндустрии: появление современных средств связи, распространения, печати и оформления СМИ. Гибридность медиапродукта. Разделение в экономике медиа понятия «контент» и понятия «носитель». Продукты общественные и продукты частные. Информация как коллективный и общественный товар. Носитель информации как частный товар. Реклама как товар не подлежащий классификации. Концепция «общественного» и «частного» в экономике медиапродуктов.
  • Тема 3. Концепция сдвоенного рынка СМИ.
    Медиа – двойственный рынок товаров и услуг. Стоимость первого экземпляра и экономика масштабов производства. Особенности ценообразования индустрии печатных СМИ. Особенности ценообразования аудиовизуальной продукции. Концепция случайной цены медиа. Доходы и расходы медиа. Издержки в медиаиндустрии: постоянные и переменные издержки различных видов медиа. Издержки и объемы производства в медиаиндустрии. Функция издателя в медиаиндустрии.
  • Тема 4. Конкуренция СМИ: ее виды. Типы рыночных структур в медиаиндустрии.
    Конкуренция СМИ на различных рынках: на рынке содержания, на рынке рекламы, на рынке досуга. Концепция «экономики внимания». Виды конкуренции и доминирующие виды конкуренции на рынке медиа развитых стран. Уровни конкуренции и концепции «зонтичной конкуренции». Стратегии в рамках тройственной схемы издатель-читатель-рекламодатель. Соотношение цены и тиража/распространяемости продукта, эластичность по цене. Соотношение спроса и предложения на медиарынке. Соотношение тира-жа/распространяемости и объема рекламы. Стратегии в рамках развития рекламного рынка. Основные стратегии в условиях кризиса и мутаций рынков. Стратегии в условиях кризиса рекламного рынка. Стратегии в условиях кризиса рынка печатных СМИ. Стратегии в условиях кризиса аудитории эфирного ТВ.
  • Тема 5. Концентрация в медиа. Ведущие мировые медиаконцерны.
    Три вида концентрации медиа-бизнеса: вертикальная, горизонтальная, диагональ-ная. Кластеризация медиа и ее причины. Почему необходимо ограничивать кон-центрацию СМИ? История процессов концентрации. Создание горизонтальных газетных концернов в конце 19 в. Вертикальная и диагональная концентрация во второй половине ХХ вв. Роль семейных монополий в концентрации СМИ. Разде-ление управления и собственности в медиа. История формирования основных медиаконцернов. Общие особенности крупных медиаконцернов: сращение СМИ, культурных индустрий, телекоммуникаций и электронных видов досуга. Концерн AOL-Time Warner как лидер по обороту: основные активы, проблемы слияния AOL и Time Warner. Концерн Walt Disney как лидер бизнеса в сфере раз-влечений: основные активы, превращение студии анимации в диверсифицированный медиабизнес. Концерн Viacom: основные активы, расчленение Viacom в 2005 г. Новые медиакомпании США. News Corporation как глобальный медиаконцерн международного масштаба. Основные активы, развитие глобального спутникового ТВ. Концерн Bertelsmann: единственный европейский концерн мирового масштаба. Деградация концерна Vivendi Universal.
  • Тема 6. Инфраструктура медиа. Сети передачи данных для медиа, способы цифровой дистрибуции медиапродуктов.
    Устройство медийной экосистемы. Взаимосвязь производства медиаоборудования, сегмента услуг связи и отрасли массовых коммуникаций. Модели распоряжения и управления частотным ресурсом. Национальные особенности менеджмента частотного спектра. Модели доставки телевизионного сигнала.
  • Тема 7. Государственная политика в области медиа.
    Необходимость регулирования медиа со стороны государства: концепция вмешательства и невмешательства государства в медиабизнес. Противоречие между общественной функцией медиа и их коммерческой ролью. Причины государственной поддержки: поддержка плюрализма, конкуренции мнений. Отрицательные стороны государственной поддержки: сохранение экономически слабых компаний. Государственная поддержка газетного сектора в развитых странах Запада: закон о сохранении газет США, системы дотаций прессе в Европе. Система непрямой поддержки: удешевление почтовых тарифов, налоговые льготы. Си-стема государственной поддержки СМИ в России. Ограничения, связанные с антимонопольным законодательством и пересмотр политики антимонопольных ограничений за рубежом. Ограничения на владение СМИ. Ограничения в сфере телерадиовещания: лицензирование. Обязательства по поддержке национального аудиовизуального производства. Обязательства в области контента.
  • Тема 8. Программа "Microsoft Excel" как основной инструмент анализа цифровой информации на медиапредприятиях.
    Базовые операции программы "Microsoft Excel". Построение графиков, круговых диаграмм, столбиковых диаграмм, диаграмм рассеяния.
  • Тема 9. Элементы статистического анализа и их реализация в сфере медиаисследо-ваний с помощью программы "Microsoft Excel".
    Построение трендов. Корреляционный анализ и его использование для анализа данных.
  • Тема 10. Анализ аудитории и его использование в практике СМИ с помощью про-граммы "Microsoft Excel"
    Построение позиционных карт СМИ. Расчёт погрешности аудиторных показателей. По-строение простейших прогнозных моделей поведения аудитории.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест по итогам лекционных занятий
  • неблокирующий Итоговая оценка по итогам первого модуля
  • неблокирующий Итоговая оценка по итогам второго модуля
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Итоговая оценка по итогам второго модуля + 0.3 * Итоговая оценка по итогам первого модуля + 0.4 * Тест по итогам лекционных занятий
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dwyer, P. (2019). Understanding Media Production. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1983415
  • Статистический анализ данных в MS Excel: Учебное пособие / А.Ю. Козлов, В.С. Мхитарян, В.Ф. Шишов. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 320 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004579-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/238654
  • Экономическая теория. Экономические системы: формирование и развитие / Ларионов И.К., Сильвестров С.Н. - М.:Дашков и К, 2017. - 876 с.: ISBN 978-5-394-01397-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/415121

Рекомендуемая дополнительная литература

  • под редакцией Е. Л. Вартановой - Основы медиабизнеса: учебник для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2014 - 400с. - ISBN: 978-5-7567-0724-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68801