We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Political Science

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Студенты получат базовые знания в области основных теоретических концепций и понятий современной политической науки; представления о политической системе России и зарубежных стран, ее ключевых акторах и их взаимодействии; овладеют и усовершенствуют навыки самостоятельного анализа политических процессов; познакомятся с практическим применением знаний в процессах публичной политики и публичного управления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение студентами основными теоретическими концепциями и базовыми понятиями современной политической науки;
  • Формирование целостного представления о политической системе России и зарубежных стран, ее ключевых акторах и их взаимодействии;
  • Совершенствование навыков самостоятельного анализа политических процессов;
  • Приобретение навыков практического применения знаний в процессах публичной политики и публичного управления.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает специфику зарождения и основные этапы политологии, как науки
  • Знает основные концепции политической власти
  • Знает специфику политических режимов
  • Знает понятия, концепции о демократизации и специфику концепций гибридных режимов
  • Понимает основные концепции политического лидерства и политической элиты
  • Знает основные подходы к политическому развитию и модернизации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Политология как наука
    Зарождение и развитие политологии как науки. Основные этапы развития политических наук. Политология как наука и учебная дисциплина. Место политологии в системе социальных наук. Отличия фундаментальной и прикладной политологии. Предмет сравнительной политологии и политического анализа.
  • Политическая власть
    Понятие власти. Различные концепции власти. Субъекты и объекты власти, источники, ресурсы и функции. Господство, власть и формы господства. Основные модели власти. Легитимность и делегитимация власти. Централизация и децентрализация политической власти. Технологии осуществления политической власти.
  • Политические режимы
    Понятие политического режима. Типология политических систем. Типологии политических режимов. Тоталитаризм: истоки и предпосылки, характерные черты и разновидности тоталитарных политических система. Авторитаризм: отличительные черты и реформаторские возможности. Демократия и еѐ процедурное определения. Минималистические и максималистские концепции демократии.
  • Демократизацияи гибридные режимы
    Соотношение понятия демократический и политический транзит Проблема предпосылок, развития и итога политического транзита. Особенности формирования смешанных политических режимов. Режимы-гибриды и специфика их появления. Роль институционального дизайна. Основные концепции гибридных режимов.
  • Политическое лидерство и политическая элита
    Основные «классические» концепции политической элиты и аспекты зарождения и становления элитологии. Концепции К. Маркса, В. Парето и Г. Моска, Р. Михельса. Концепция «плебисцитарной демократии» М. Вебера. Обоснование политической элиты Ж. Сореля. «Технократические концепции» политической элиты: Т. Веблен, Дж. Бернхем, Д. Гэлбрейт. Концепция «соревновательного элитизма» Й. Шумпетера. Концепция политической элиты Ч. Миллса и её критика Д. Рисменом, Д. Беллом. «Новая элитистская парадигма».
  • Политическая культура и социализация
    Формирование концепций политической культуры в политологии. Концепция Г.Алмонда и С.Вербы. Три уровня политической культуры: когнитивный, эмоциональный и ценностный. Политические традиции. Основные типы политической культуры: традиционная, подданническая и культура участия. Смешанные политические культуры. Политические субкультуры (региональная, возрастная, религиозная). Политическая социализация: сущность, этапы, факторы. Типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Модели политической социализации: системная, гегемонистская, плюралистическая, конфликтная.
  • Политическое развитие и модернизация
    Понятие «политического развития». Критерии политического развития. Политическая модернизация. Сущность и этапы политической модернизации. Пути модернизации общества и политические системы. Типы модернизации. («первичная» и вторичная», догоняющая модернизация). Соотношение политических нововведений и преемственности. Конфликты и кризисы модернизации и способы их разрешения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах;
  • неблокирующий Эссе
    Ближе к концу дисциплины учащимся нужно подготовить эссе объёмом 1500 слов по проблеме одной из тем курса. Цитирование оформляется по ГОСТ 2008.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в онлайн-формате. Студент отвечает устной форме и без подготовки на вопрос одного из билетов. В каждом билете один вопрос.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.4 * Активность на семинарах; + 0.2 * Экзамен + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Василенко И.А. - Сравнительная политология (для бакалавров) - КноРус - 2018 - 355с. - ISBN: 978-5-406-04949-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/922337

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Keith Jaggers, & Ted Robert Gurr. (1995). Tracking Democracy’s Third Wave with the Polity III Data. Journal of Peace Research, (4), 469. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.sae.joupea.v32y1995i4p469.482