Правила коммуникаций
Ирина Бочко, бизнес-тренер, преподаватель Высшей школы экономики рассказывает, как с помощью правил коммуникации достигать поставленных целей.
Общение – значимая часть повседневной жизни каждого человека. Тот, кто владеет навыками коммуникаций, имеет явные преимущества. Например, может легко познакомиться с нужными людьми, завязав короткий разговор, правильно подать себя на собеседовании, найти контакт с работодателем. Ежедневное использование правил коммуникаций позволяет создавать эффективное общение и достигать поставленных целей.
В коммуникации, как в сочинении, важны три этапа: вступление, то есть установление контакта, основная часть, то есть умение расположить к себе собеседника и поддержать положительный имидж, и заключение – правильное завершение разговора.
Рассмотрим три этапа коммуникации подробнее.
1. КАК УСТАНОВИТЬ КОНТАКТ С СОБЕСЕДНИКОМ?
- Улыбайтесь. Помните фразу: у вас никогда не будет второй возможности произвести первое впечатление. В это момент вы должны быть улыбчивыми, улыбка – это внутреннее состояние. По роду своей работы я часто бываю за рубежом, как и многие из вас, когда возвращаюсь в Россию, чувствую разницу в поведении людей, в проявлении их улыбчивости. Иностранцы всегда удивляются, как русские делают бизнес с такими серьезными лицами.
- Используйте слово «Кстати». С этого слова можно начать любую коммуникацию, разговор, предложение своих услуг, знакомство… Если вы еще не пользуетесь этим словом, обязательно тренируйте это.
- Обращайтесь к человеку по имени. Нет для человека слаще звука, чем звук собственного имени. Поэтому, чем чаще вы его будете называть, тем лучше. В коммуникации имя должно звучать как минимум три раза: в начале, в середине и в конце разговора.
- Будьте оптимистичны. Есть такое выражение: «энтузиазм заразителен». Всем хочется, чтобы рядом работали оптимистичные бодрые люди. Это энергия, которая дорогого стоит.
- Поддерживайте в себе энергию. Энергия – это показатель здоровья. Если человек обладает энергией, он обладает здоровьем. Если по каким-то причинам вы начинаете чувствовать спад энергии, то остановитесь, не игнорируйте, а лучше поищите источники своей энергии. Без энергии вы не сможете реализовать свои задумки, у вас не будет ни мотивации, ни коммуникации. Для кого- то источником энергии служат мотивирующие фильмы, для кого-то поездки, кому-то нужен спорт, а кому-то образовательные курсы.
- Овладейте техникой «маленького разговора».Для установления контакта очень важно владеть этой техникой, т.е. уметь в нужный момент подхватить или завязать ту тему, которая будет актуальна для собеседника. Например, когда вы приходите к кому-то в офис, обратите внимание на интерьер, на имя, если оно необычное, спросите о том, как человек пришел в профессию. В ответ вам могут рассказать целую историю, которая вас будет объединять. Также можно поинтересоваться поездками, путешествиями, посещениями каких-либо мест - это очень легкий путь вхождения в контакт. Например, вы просто говорите: «Я родом из этого города, а вы откуда», и поверьте, у вас найдется много общего.
2. КАК БЫСТРО ЗАВОЕВАТЬ ДОВЕРИЕ СОБЕСЕДНИКА?
Повышайте «кредит доверия». Повторяйте (вслух или про себя) слова, которые произносит собеседник. Это вам позволит все время быть сконцентрированным на разговоре.
Уточнение информации. Вы уточняете детали, задаете вопросы. Вы не переходите на другую тему, вы просто уточняете.
Сопереживание. Это эмоциональная сторона коммуникации. При вашем активном слушании и сопереживании собеседник фиксирует, что он важен для вас.
Используйте одну из 5 стратегий самопрезентации.
- Стремление понравиться. Власть обаяния. Вы демонстрируете свою доброжелательность. Во-первых, вы выражаете свои симпатии человеку, показываете, что он для нас важен. Создаем видимость сходства, подчеркивая, что у вас есть что-то общее, у вас есть «мы». Этот метод основывается на том, что людям нравятся похожие на них люди, которые едины с ними во мнениях. Также здесь важен момент физической привлекательности. Когда вы хорошо выглядите, вы автоматически больше нравитесь другим людям.
- Самопродвижение. Вы демонстрируете свою компетентность, свои знания, навыки, и это дает вам власть эксперта. Когда вы рассказываете о своей компетенции, используйте атрибуты: сертификаты, грамоты, рекомендации. Вы рассказываете о своих деловых связях, с кем вы знакомы, где вы учились и пр. Когда, вы раскрываете личные цели – это всегда очень подкупает. Люди, которые обладают целеустремленностью, как правило, знают цели, к которым движутся.
- Статус и власть. Стратегия страха. Страх – это одна из самых сильных эмоций, и это достаточно опасная стратегия. Зато и одна из самых сильных, если научиться ей владеть.
- Пояснение примером. Демонстрация своих достоинств. Власть наставника. Вы рассказываете о своем опыте, как вы поступали в той или иной ситуации. Единственный совет, нужно понимать, насколько людям это полезно и интересно.
- Просьба. Демонстрация слабости. Власть сострадания. В большинстве случаев людей, которым мы когда-либо помогли в жизни, мы вспоминаем с теплом. Точно также людям нравится помогать другим людям. Не стесняйтесь просить о помощи. Например, когда вы приезжаете на встречу в новый офис, и вам предлагают чай или кофе, никогда не отказывайтесь. В этот момент за вами начинают ухаживать и вкладывать в вас силы и вас, соответственно, начинают больше ценить.
3. КАК ПРАВИЛЬНО ЗАВЕРШИТЬ КОММУНИКАЦИЮ?
Благодарность –беспроигрышный вариант.Благодарите всех, кто хоть немного менял или меняет вашу жизнь, делает ее лучше и счастливее, не будьте потребителями, не вините себя и не обвиняйте других, радуйтесь возможностям и будьте открыты изменениям!
Узнайте подробнее о программах дополнительного образования: