• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

«Только практический опыт и профессионализм может расположить взрослых слушателей»


Павел Геннадьевич Шило, к.э.н., преподаватель программы Master in Strategy and Management - Стратегическое развитие компании - об особенностях курса "Стратегический менеджмент" и подходе к обучению взрослых слушателей в Высшей школе экономики.



Павел Геннадьевич, Вы практикующий специалист и одновременно преподаватель на курсе Master in Strategy and Management – Стратегическое развитие компании. Расскажите, пожалуйста, немного о Вашем профессиональном опыте.

Я являюсь партнером и экспертом Северо-Западного центра корпоративного управления. За 13 лет работы центра мы наработали большую консультационную практику по вопросам корпоративного и стратегического управления в российских непубличных компаниях.  Накопленный опыт - это во многом источник знаний, которые я передаю участникам программы.

Когда началась Ваша преподавательская деятельность?

Я начал работать в Высшей школе экономики в 2001 году, то есть в преподавание я попал раньше, чем мы с коллегами создали Центр корпоративного управления. Благодаря ВШЭ, я принял участие в российско-канадской программе подготовки тренеров по корпоративному управлению. Центр частично стал следствием моего обучения в рамках этой программы.

Некоторые участники программ дополнительного образования, когда приходят к нам, опасаются, что столкнутся с ситуацией, в которой преподаватели будут к ним относиться также как к студентам, получающим свое первое образование. Какими Вам видятся особенности работы с взрослыми слушателями?

Отличия есть, и лично мне больше нравится работать с взрослой аудиторией, чем со студентами. С одной стороны, они намного более мотивированы и знают, чего хотят. У них есть практический опыт и они понимают реальные проблемы, стоящие перед руководителями. Им проще даются практические задачи, основанные на реальных примерах.

С другой стороны, уровень доверия к преподавателю в начале обучения у студентов намного выше. У взрослой аудитории доверие нужно завоевывать. Это, как правило, возможно лишь за счет имеющегося у преподавателя багажа практики. На мой взгляд, только практический опыт и профессионализм могут расположить взрослых слушателей и убедить их в том, что преподаватель имеет право им что-то говорить.

Расскажите, пожалуйста, о предмете, который Вы ведете в рамках курса. О чем он и кому будет полезен?

Мой предмет называется «Стратегический менеджмент». Он адресован собственникам и наемным топ-менеджерам малых и средних компаний. Курс помогает участникам разобраться с тем, как должен быть организован процесс стратегического управления в компании, какие органы должны этим заниматься, каковы роли собственников и наемных менеджеров, а также с чего, собственно, нужно начинать процесс стратегического управления.

Что должны усвоить слушатели по окончании курса?

С одной стороны, участники курса должны научиться работать с инструментами стратегического управления, которые мы разбираем на занятиях. С другой стороны, эти инструменты – всего лишь часть существующих на сегодняшний день, и у слушателей должно сформироваться представление об общем подходе к их использованию. И третий момент, наиболее ценный с точки зрения практики, – понять, каким образом в рамках своих компаний они могут этот процесс осуществить.

Расскажите, как обычно проходят занятия?

Занятия строятся по-разному. Мы разбираем практические ситуации на  семинарских занятиях, исследуем теоретические аспекты проблем и пытаемся понять, как теория соотносится с практикой российских компаний.  Для взрослой аудитории очень полезен разбор собственных кейсов из компаний слушателей, если в группе есть те, кто готов поделиться информацией.

Стоит отметить, что это является еще одним важным отличием взрослой аудитории от студенческой. Они могут на примере своего бизнеса понять, насколько ценно то, что мы изучаем на занятиях, и как это может работать именно у них в компании. Разбор реальных кейсов вызывает живой интерес у всей группы и, как правило, способствует групповому обсуждению и обмену опытом, что также очень полезно.

Что Вы посоветуете тем людям, который сейчас только выбирают программу? На что бы Вы порекомендовали им обратить внимание?

Обратите внимание на собственную мотивацию и поймите, зачем Вам это нужно. И в консалтинге, и в обучении люди очень часто хотят получить условную «таблетку» - такую универсальную схему, которая решит все проблемы и приведет прямой дорогой к успеху. Менеджмент в этом смысле – не наука. Это, как говорят методологи, «мыследеятельность». Вы никогда не найдете двух совершенно одинаковых компаний и двух совершенно одинаковых ситуаций. Поэтому, если вы хотите повысить свою квалификацию в менеджменте и стремитесь приобрести новые навыки и компетенции, нужно быть готовым к серьезной и самостоятельной работе.

Порекомендуйте, пожалуйста, будущим слушателям программы одну из Ваших любимых книг по менеджменту.

«От хорошего к великому» Джима Коллинза. Отличная книга, рекомендую почитать именно её.

Узнайте больше о программе Master in Strategy and Management – Стратегическое развитие компании