Светлана Геннадьевна Баронене: «Наши слушатели - люди «из образования», они сами учат других и очень требовательны к организации пространства и технологиям работы»



Светлана Геннадьевна Баронене, руководитель Президентской программы подготовки управленческих кадров «Управление образованием как инновационным ресурсом общества», доцент департамента государственного администрирования школы социальных и гуманитарных наук

Светлана Геннадьевна, расскажите о Президентской программе «Управление образованием как инновационным ресурсом общества». В чем её основная цель?

Цель программы – помочь людям, у которых есть реальные идеи и практики изменений в образовании, сделать проекты более полезными и интересными людям и обществу.

Кто приходит учиться на программу?

На 80% - это представители государственных образовательных учреждений: вузы, колледжи, школы, гимназии, детские сады. 20% - это руководители частных образовательных организаций,  в том числе – в системе дополнительного образования.  И даже приходят учиться руководители коммерческих организации, например, у нас училась руководитель учебной гостиницы компании «Амбассадор». С точки зрения должностного состава - это управленцы первого уровня и уровня «топ минус один», руководители подразделений, а также кандидаты кадрового резерва на руководящие должности.

Расскажите о содержании программы. Чем она будет полезна участникам?

У нас крайне требовательные клиенты. Эти люди из образования, они сами учат других. Поэтому они знают и умеют многое, и очень требовательны к организации пространства и технологиям работы. Это заставило нас собрать, во-первых, уникальный преподавательский состав. Эта команда собрана научным руководителем программы – Е.И. Казаковой, человеком уникальным, творческим, живым, большим экспериментатором, автором известных в России образовательных проектов и любознательным исследователем.  Во-вторых, сами наши слушатели могут выступить экспертами и «открыть» остальным участникам свой профессиональный опыт на том или ином участке программы.

Программа состоит из нескольких модулей. Первый модуль направлен на изучение институциональной среды, понимание потребностей разных участников образовательного рынка и методов их изучения: какие образовательные потребности у детей, родителей, чего хочет государство как основной заказчик?

Второй блок программы связан с изучением менеджерских технологий и управленческой методологией в образовательном сегменте. Участники знакомятся с особенностями принятия управленческих решений, менеджментом организации, управлением проектами, управлением PR-политикой и др.

Третий блок – раздел практикумов, спецкурсов, или, так называемый, кластер best-practices. В этом блоке мы собрали мастер-классы, как правило, это выездные встречи на открытых образовательных площадках. В этом же блоке  специальные тренинги - фандрайзинг, коммуникативные тренинги, тренинги презентаций и медиаторства. Важный блок - английский язык, который необходимо учить и совершенствовать для того, чтобы любой выпускник после окончания обучения смог поехать на зарубежную стажировку и познакомиться с иностранным опытом по своему профилю.

Так как это программа проектного типа, на выходе каждый участник защищает проект, доведенный до стадии организационного плана действий, расчета затрат и рисков. То есть у каждого участника к завершению обучения должна быть план-карта действий, которую они начнут реализовывать после выпуска, или уже начали в ходе занятий. Программа предусматривает тьюторское сопровождение. На старте мы формируем тьюторские группы по 4-5 человек, внутри которых происходит обсуждение и постоянная доработка проектных идей участников совместно с консультантом.

Приведите примеры проектов, которые реализовали участники в предыдущие годы?

Темы проектов - самые разные и очень интересные, начиная от того, как построить инклюзивное образование в конкретном месте, или как выстроить договор с жителями округа, если школа является единственным градообразующим предприятием, или как создать образовательный дизайн, открыть школу обучения финансам для пенсионеров. Проект одного из наших выпускников выиграл Губернаторский конкурс, а также была написана книга о том, как сделать чердак и другие инфраструктурные элементы школы образовательными ресурсами, как все пространство школы можно сделать обучающим (например, как изучать физику на местах, где смыкаются сантехнические трубы и т.д.).

Вы сказали, что на программу удалось привлечь уникальных преподавателей.

Преподаватели на программе - это люди, которые работают друг с другом в разных проектах уже много лет, и у них есть история совместной деятельности, и это очень принципиально. У этих людей есть нечто интегральное, имеется система ценностей, в которой они в течение последних 10 лет создавали многие инновационные проекты в России. Это не случайные люди, их связывают определенная миссия и жизненные стратегии. У нас работают и преподаватели Высшей школы экономики, и практики. Среди них Елена Ивановна Казакова, Наталья Алексеевна Заиченко, Леонид Сергеевич Ильюшин, Олег Ермолаевич Лебедев, Елена Викторовна Корчагина, Григорий Львович Тульчинский, Татьяна Александровна Анисовец, Михаил Эпштейн и другие, в том числе – сотрудники Комитета по образованию, представители службы Полномочного представителя по защите прав ребенка при Президенте.

Что в результате получат участники программы?

В процессе обучения «друг от друга» люди узнают новое о своей привычной практике. Идеи каждого участника начинают приобретать новые грани, их задумки начинают обрастать культурными прототипами, аналоговыми моделями, реальными ресурсными возможностями. Проектный замысел приобретает вид конкретного востребованного продукта и предложения для рынка. Эффектом и результатом программы, безусловно, является профессиональные достижения наших выпускников. Некоторые из них тут же назначаются на управленческие должности. Некоторые из них идут учиться дальше и поступают к нам же в Вышку, но уже на магистерскую программу, хотят защищать диссертации. Некоторые остаются в проектном режиме и просто продолжают интересные проекты на своих местах. Многие выпускники после выпуска обращаются к нам за сопровождением своего проекта. С нашей стороны мы оказываем им консалтинговую и экспертную помощь, помогаем подобрать хорошего научного руководителя для проекта.

Какие шаги необходимо сделать, чтобы поступить на Президентскую программу?

Во-первых, необходимо понять, имеете ли вы отношение к целевой группе этой программы: находитесь ли вы на управленческой позиции. Если Вы пока состоите в кадровом резерве, то необходимо заручиться письмом от работодателя, подтверждающим этот факт.

Во-вторых - зарегистрироваться в федеральной системе Modeus, едином централизованном хранилище данных о поступающих и выпускниках Президентской программы, а также банке данных текущего прохождения выпускных тестов. В Высшей школе экономики кандидатам на поступление помогают пройти эти процедуры на консультациях.

В-третьих - пройти вступительные испытания в Межрегиональном ресурсном центре: тест на базовые навыки пользования ПК, диагностику языкового уровня и собеседование. К собеседованию необходимо подготовиться, потому что важно иметь эссе о своей проектной идее. Кандидат на обучение должен обосновать, почему он считает свой проект/идею важным, почему он планирует поступить на программу и довести свой замысел до конца, с какими актуальными потребностями это связано.

Но все эти испытания – вполне по плечу тем, кто хочет и умеет учиться! Доказательство этому – более 100 выпускников нашей программы в Санкт- Петербурге и Ленинградской области.

Узнайте больше о Президентской программе «Упраление образованием как инновационным ресурсом общества»