Проект предлагает использовать технологический арсенал цифровой истории искусства применительно к советскому периоду через совмещение нескольких исследовательских оптик: критических исследований культурного производства, сетевых социологических исследований искусства и социальной истории искусства.
С помощью перечисленных подходов мы надеемся создать новые нарративы в истории советского искусства, смещая фокус от больших имен, движений и направлений к истории социальных сред и сообществ. Меняя стратегию повествования на более инклюзивную, мы стремимся хотя бы частично компенсировать разрыв, вызванный особенностями художественного признания позднего модерна: между несколькими «звездами» и их невидимым социальным окружением.
Переключая оптику истории искусств на историю сообществ, мы хотим ретроспективно предоставить голос тем, кто был его лишен благодаря социальным особенностям художественных миров советского времени: в частности, художникам из регионов, за пределами Москвы и Петербурга, художникам-женщинам и так далее.
Избранная стратегия будет не только способствовать деколонизации и формированию феминистской повестки в истории искусства советского периода, но и позволит, в частности, представить более сложные модели взаимодействия поля культурного производства и поля власти в СССР, избегая упрощенной дихотомии «официальное искусство» – «андеграунд».
На данном этапе проект не претендует на полную презентацию советской истории искусства, вместо этого мы концентрируемся на плотном описании и анализе трех кейсов, обладающих высокой эвристичностью: Серебряном веке, тридцатых годах и послевоенном андеграунде.
Исследовательский проект "Дигитализируя невидимое: социальная история российского искусства XX века" осуществляется по результатам конкурса исследовательских проектов научно-учебных групп Программы "Научный фонд НИУ ВШЭ" (НУГ) с 2020 года. Направление совместных исследований: Искусствоведение.
Новости
Дизайнеры подготовили визуализацию отчета Научно-учебной группы 2019-2021
В декабре состоялся 5 семинар по обсуждению литературы. Марта Ансон презентовала книгу Юдитх Блау - социологическую перспективу на изучение профессии архитектора.
Продолжение серии семинаров по обсуждению литературы, посвещенной изучению и анализу искусства в России. Выступление Елены Пениной с презентацией и анализом книги Михаила Ямпольского.
С 1 по 17 декабря пройдет серия перформативных лекций заведующей отделением дизайна и современного искусства НИУ ВШЭ ― Санкт-Петербург Маргариты Кулевой, посвященных изменению отношений тела, пространства и культуры в новом контексте путешествий. Проект построен вокруг автоэтнографических наблюдений и исследования русской культуры XIX‒XX веков. Лекции пройдут в туннеле под Ла-Маншем, авиационном ангаре и Pushkin House в Лондоне, с доступом к онлайн-трансляции.
17 ноября состоялся третий из серии семинаров по обсуждению исследовательских и теоретических работ по истории искусства. Вероника Акимова и Александра Шанина рассказали книге и культурологическом проекте Джона Бергера "Искусство видеть".
10 ноября прошел второй из серии семинаров по обсуждению исследовательских и теоретических работ по истории искусства. Анастасия Погорелова рассказала о книге Андрея Смирнова «В поисках потерянного звука. Экспериментальная звуковая культура России и СССР первой половины ХХ века».
Первый из серии семинаров по обсуждению исследовательских и теоретических работ по истории искусства
13 октября прошел семинар Научно-учебной группы "Цифровая история искусства", посвященный обсуждению теоретической части исследования.
Почему важно знать, что происходит с экономиками стран мира после пандемии, что ждет общество в эпоху цифровой трансформации, как изменится мир профессий, что приходит на смену предсказуемому будущему, что делает горожанина «умным». Этим и другим актуальным темам посвятили свои доклады на XVI фестивале NAUKA 0+ исследователи Высшей школы экономики.
Первый открытый семинар Научно-учебной группы "Цифровая история искусства" в новом учебном году состоялся 29 сентября 2021 в корпусе наб. Канала Грибоедова, д. 123.
Первого октября на лидирующей платформе для NFT-искусства Foundation.app выходит работа “The Back Office Manifesto: Towards (NO) Future Institutions”, одно из первых криптопроизведений, основанных на научных данных.