• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Философия науки

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Задача курса - философский анализ научного знания. Актуальность этой задачи объясняется тремя обстоятельствами: во-первых, наука заняла положение ведущего социального института лишь во второй половине 20 века, во-вторых, её история и развитие сегодня представляются в искаженном виде в силу радикального прироста влияния и авторитета науки, в-третьих, в культуре сохраняются силы, готовые оспорить статус науки при любом проявлении её слабости или несостоятельности. Это превращает философский анализ науки в инструмент социокультурного действия.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение базовыми понятиями, раскрывающими сущность научного знания
  • Умение ясно дифференцировать различные формы знания
  • Научиться интерпретировать факты исторического рождения науки и её развития
  • Овладеть основными идеями, раскрывающими развитие науки
  • Овладеть категориальным аппаратом периодизации истории научного знания, понятиями о научной революции и о кризисе научного знания
  • Приобрести умение дифференцировать предмет, объект и метод научного знания. Овладение классификацией наук. Научиться применять понятия фальсификации и верификации
  • Приобрести умение ясно представить основные черты точных и естественных наук. Овладение основными понятиями об уровнях и методах научного знания
  • Овладение навыками выявления специфических черт социально-гуманитарного знания. Научиться соотносить гуманитарное знание и историческое сознание
  • Приобрести умение различать основные дискурсы научного и ненаучного знания. Овладение концептуальным аппаратом, позволяющим анализировать науку как часть жизненного мира.
  • Научиться характеризовать социальную и культурную функцию науки. Овладеть основными понятиями научной этики
  • Уметь использовать идеи кризиса науки и ответственности ученого в критическом анализе научного прогресса и развития техники.
  • Овладеть категориальным аппаратом соотношения науки и образования. Научиться выявлять в образовании и его институтах исторические и сущностные черты
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть базовыми понятиями, раскрывающими сущность научного знания. Уметь ясно дифференцировать различные формы знания.
  • Уметь интерпретировать факты исторического рождения науки и её развития. Владеть основными идеями, раскрывающими развитие науки.
  • Владеет категориальным аппаратом периодизации истории научного знания, понятиями о научной революции и о кризисе научного знания.
  • Уметь дифференцировать предмет, объект и метод научного знания. Владеть классификацией наук. Уметь применять понятия фальсификации и верификации.
  • Уметь ясно представить основные черты точных и естественных наук. Владеть основными понятиями об уровнях и методах научного знания.
  • Владеть навыками выявления специфических черт социально-гуманитарного знания. Уметь соотносить гуманитарное знание и историческое сознание.
  • Уметь различать основные дискурсы научного и ненаучного знания. Владеть концептуальным аппаратом, позволяющим анализировать науку как часть жизненного мира.
  • Уметь охарактеризовать социальную и культурную функцию науки. Владеть основными понятиями научной этики.
  • Уметь использовать идеи кризиса науки и ответственности ученого в критическом анализе научного прогресса и развития техники.
  • Владеть категориальным аппаратом соотношения науки и образования. Уметь выявлять в образовании и его институтах исторические и сущностные черты.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет философии науки
  • Наука в оптике философского знания
  • Философские проблемы истории становления научного знания
  • Предмет и метод как конститутивные моменты понятия науки. Классификации научного знания
  • Философские основания точных и естественных наук
  • Социально-гуманитарное знание: его природа и специфика
  • Дискурсы знания и дискурсы науки
  • Социальная и культурная функция науки
  • Границы научного отношения к миру и идея тотального «кризиса европейских наук»
  • Наука и образование
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Коллоквиум по литературе курса
    Выступление с докладом по источнику или по теме, выбранной для написания итоговой письменной работы.
  • неблокирующий Итоговая письменная работа
    Даются ответы на два вопроса по литературе курса, заранее указанной студентам. Разрешается пользоваться литературой. Общий объём - 1 страница (ок. 2000 знаков). Ответ должен быть четко структурирован: должен содержать экспозицию проблемы, показывающую собственно затруднения в рамках вопроса, изложение вариантов решения затруднений с примерами из истории философии, реконструкцию аргументации этих решений и оценку их валидности, а также заключение, содержащее аргументированную позицию автора по вопросу.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Оценивание активности работы на семинарах
  • неблокирующий Коллоквиум "Наука в современной массовой культуре"
    На коллоквиуме представляются самостоятельно подобранные и проанализированные материалы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.25 * Итоговая письменная работа + 0.25 * Коллоквиум "Наука в современной массовой культуре" + 0.25 * Коллоквиум по литературе курса + 0.25 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Философия науки : Учеб. пособие для вузов, , 2006
  • Философия науки : Учеб. пособие, Лешкевич, Т.Г., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Алхимия как феномен средневековой культуры, Рабинович, В. Л., 1979
  • Где приземлиться? : опыт политической ориентации, Латур, Б., 2019
  • Диалоги, Платон, ., 2008
  • Диалоги, Платон, 1999
  • Жизнь Парацельса и сущность его учения : Медицина. Космология. Антропология. Пневматология. Магия и колдовство. Алхимия и астрология. Философия и теософия: пер. с англ., Гартман, Ф., 2002
  • Закат немецких мандаринов : академическое сообщество в Германии, 1890-1933, Рингер, Ф., 2008
  • Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления, Баткин, Л. М., 2014
  • Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества, Латур, Б., 2013
  • Новый Органон наук, Бэкон, Ф., 2016
  • Проблемы итальянского Возрождения : избр. работы, Гарэн, Э., 1986
  • Свободные искусства и философия античной мысли, Адо, И., 2002
  • Структура научных революций, Кун, Т., 2003