We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Philosophy of Science

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Задача курса - философский анализ научного знания. Актуальность этой задачи объясняется тремя обстоятельствами: во-первых, наука заняла положение ведущего социального института лишь во второй половине 20 века, во-вторых, её история и развитие сегодня представляются в искаженном виде в силу радикального прироста влияния и авторитета науки, в-третьих, в культуре сохраняются силы, готовые оспорить статус науки при любом проявлении её слабости или несостоятельности. Это превращает философский анализ науки в инструмент социокультурного действия.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение базовыми понятиями, раскрывающими сущность научного знания
  • Умение ясно дифференцировать различные формы знания
  • Научиться интерпретировать факты исторического рождения науки и её развития
  • Овладеть основными идеями, раскрывающими развитие науки
  • Овладеть категориальным аппаратом периодизации истории научного знания, понятиями о научной революции и о кризисе научного знания
  • Приобрести умение дифференцировать предмет, объект и метод научного знания. Овладение классификацией наук. Научиться применять понятия фальсификации и верификации
  • Приобрести умение ясно представить основные черты точных и естественных наук. Овладение основными понятиями об уровнях и методах научного знания
  • Овладение навыками выявления специфических черт социально-гуманитарного знания. Научиться соотносить гуманитарное знание и историческое сознание
  • Приобрести умение различать основные дискурсы научного и ненаучного знания. Овладение концептуальным аппаратом, позволяющим анализировать науку как часть жизненного мира.
  • Научиться характеризовать социальную и культурную функцию науки. Овладеть основными понятиями научной этики
  • Уметь использовать идеи кризиса науки и ответственности ученого в критическом анализе научного прогресса и развития техники.
  • Овладеть категориальным аппаратом соотношения науки и образования. Научиться выявлять в образовании и его институтах исторические и сущностные черты
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть базовыми понятиями, раскрывающими сущность научного знания. Уметь ясно дифференцировать различные формы знания.
  • Уметь интерпретировать факты исторического рождения науки и её развития. Владеть основными идеями, раскрывающими развитие науки.
  • Владеет категориальным аппаратом периодизации истории научного знания, понятиями о научной революции и о кризисе научного знания.
  • Уметь дифференцировать предмет, объект и метод научного знания. Владеть классификацией наук. Уметь применять понятия фальсификации и верификации.
  • Уметь ясно представить основные черты точных и естественных наук. Владеть основными понятиями об уровнях и методах научного знания.
  • Владеть навыками выявления специфических черт социально-гуманитарного знания. Уметь соотносить гуманитарное знание и историческое сознание.
  • Уметь различать основные дискурсы научного и ненаучного знания. Владеть концептуальным аппаратом, позволяющим анализировать науку как часть жизненного мира.
  • Уметь охарактеризовать социальную и культурную функцию науки. Владеть основными понятиями научной этики.
  • Уметь использовать идеи кризиса науки и ответственности ученого в критическом анализе научного прогресса и развития техники.
  • Владеть категориальным аппаратом соотношения науки и образования. Уметь выявлять в образовании и его институтах исторические и сущностные черты.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет философии науки
  • Наука в оптике философского знания
  • Философские проблемы истории становления научного знания
  • Предмет и метод как конститутивные моменты понятия науки. Классификации научного знания
  • Философские основания точных и естественных наук
  • Социально-гуманитарное знание: его природа и специфика
  • Дискурсы знания и дискурсы науки
  • Социальная и культурная функция науки
  • Границы научного отношения к миру и идея тотального «кризиса европейских наук»
  • Наука и образование
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Коллоквиум по литературе курса
    Выступление с докладом по источнику или по теме, выбранной для написания итоговой письменной работы.
  • неблокирующий Итоговая письменная работа
    Даются ответы на два вопроса по литературе курса, заранее указанной студентам. Разрешается пользоваться литературой. Общий объём - 1 страница (ок. 2000 знаков). Ответ должен быть четко структурирован: должен содержать экспозицию проблемы, показывающую собственно затруднения в рамках вопроса, изложение вариантов решения затруднений с примерами из истории философии, реконструкцию аргументации этих решений и оценку их валидности, а также заключение, содержащее аргументированную позицию автора по вопросу.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Оценивание активности работы на семинарах
  • неблокирующий Коллоквиум "Наука в современной массовой культуре"
    На коллоквиуме представляются самостоятельно подобранные и проанализированные материалы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.25 * Итоговая письменная работа + 0.25 * Коллоквиум "Наука в современной массовой культуре" + 0.25 * Коллоквиум по литературе курса + 0.25 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Философия науки : Учеб. пособие для вузов, , 2006
  • Философия науки : Учеб. пособие, Лешкевич, Т.Г., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Алхимия как феномен средневековой культуры, Рабинович, В. Л., 1979
  • Где приземлиться? : опыт политической ориентации, Латур, Б., 2019
  • Диалоги, Платон, ., 2008
  • Диалоги, Платон, 1999
  • Жизнь Парацельса и сущность его учения : Медицина. Космология. Антропология. Пневматология. Магия и колдовство. Алхимия и астрология. Философия и теософия: пер. с англ., Гартман, Ф., 2002
  • Закат немецких мандаринов : академическое сообщество в Германии, 1890-1933, Рингер, Ф., 2008
  • Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления, Баткин, Л. М., 2014
  • Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества, Латур, Б., 2013
  • Новый Органон наук, Бэкон, Ф., 2016
  • Проблемы итальянского Возрождения : избр. работы, Гарэн, Э., 1986
  • Свободные искусства и философия античной мысли, Адо, И., 2002
  • Структура научных революций, Кун, Т., 2003

Авторы

  • Микиртумов Иван Борисович