• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

Профориентационный семинар

2016/2017
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
2
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая рабочая программа дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента, а также определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Целью данного курса является: - ознакомление студентов и развитие ими наиболее важных для менеджеров «гибких навыков» (soft skills); - ознакомление с техническими способностями и наборами навыков (hard skills), необходимыми в будущем для профессионального развития и карьерного роста Данный курс реализуется в рамках бакалаврской программы «Международный бизнес и менеджмент».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у студентов научно обоснованное представление о современном менеджменте, как профессиональной области, его роли для развития социума;
  • обозначить возможности самореализации в различных направлениях менеджмента;
  • заложить основы для развития долгосрочной мотивации к освоению профессии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • общеорганизационный контекст, который определяет порядок выстраивания отношений в организации при реализации ее задач
  • основные принципы управления деятельностью коммерческих российских и зарубежных предприятий и организаций
  • общеорганизационный контекст, который определяет порядок выстраивания отношений в организации при реализации ее задач;
  • уметь анализировать кейсы из практики отечественных и зарубежных организаций
  • анализировать внешнюю и внутреннюю среду и анализировать деятельность организации как целого
  • уметь критически анализировать ситуации, связанные с решением управленческих задач в современных организациях
  • уметь анализировать внешнюю и внутреннюю среду и анализировать деятельность организации как целого
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Менеджмент как основа деятельности организаций
    Тема 1. Что такое – менеджмент? Ориентировочный опрос. Цель – определение базовых представлений о менеджменте и сути профессии менеджера. Модерация. Заполнение базового опросника по образовательному маршруту. Тема 2. Менеджмент: организация и управление. Основные концепции сущности организаций. Организация как производство, организация как социальная система. Сущность управления. Производственное, финансовое, организационное, административное, социальное и социально-психологическое управление. Тема 3. Основные задачи менеджмента и позиция менеджера. Менеджмент как функция, задача и профессия. Менеджер – особенности профессии. Профессиональные позиции менеджера. Обсуждение подготовленных презентаций.
  • История и теория менеджмента
    Тема 4. История менеджмента: ключевые мировые фигуры. Концепции Тейлора, Файоля, Мюнстерберга, Минцберга. Актуальные концепции менеджмента. Обсуждение подготовленных презентаций. Тема 5. Современные вопросы международного рынка образования в области менеджмента. Виды и формы профессиональной подготовки менеджеров. Практика ВШЭ по организации подготовки менеджеров и международные программы.
  • Позиция менеджера в организации
    Тема 6. Менеджер как фигура в организации: роли и статусы. Дифференциация управленческих должностей. Позиция топ-менеджмента: основные функции. Менеджмент среднего звена: руководители направлений. Линейные менеджеры: проблемы управления деятельностью подчиненных. Менеджеры как специалисты подразделений. Тема 7. Менеджер как лидер: концепции лидерства. Основные модели лидерства: классический (по К. Левину), по Р. Лайкерту, по Блейку и Маутон (управленческая решетка), ситуационная модель руководства Фидлера, подход Митчела-Хауса, подход Херси и Бланшара, другие стили управления. Обсуждение подготовленных презентаций. Тема 8. Ключевые компетенции современного менеджера. Требования к менеджеру международной компании. Профессиональные и социальные компетенции и их реализация в позиции менеджера. Менеджер как профессионал и менеджер как руководитель. Тема 9. Оценка компетенций менеджера в организации. Модели компетенций. Практика оценки компетенций в организациях. Кадровые решения по результатам оценки компетенций. Компетентный и некомпетентный менеджер.
  • Soft skills современного менеджера
    Тема 10. Презентация как представление себя и своих идей. Правила составления и оформления презентации. Презентационное поведение. Критерии оценки презентации. Вопросы и обратная связь. Тема 11. Техника презентации. Рассмотрение примеров эффективных и неэффективных презентаций. Формирование навыка презентационного поведения. Введение, контент, заключение как основные компоненты презентации. Ответы на вопросы и завершение презентации. Тема 12. Основы профессионального лидерства. Модерация и фасилитация: методы визуализации собственной и общей позиции, применение метафор в менеджменте. Использование метафор в менеджменте. Визуальные и структурные метафоры. Техники визуализации. Практикум визуализации. Тема 13. Технологии командной работы. Командная работа: роли по Белбину. Особенности командного взаимодействия. Типы командных ролей. Концепция Белбина. Заполнение теста Белбина и определение собственных ролей. Тема 14. Командное взаимодействие и распределение ролей. Определение собственной командной роли. Выявление трудностей и препятствий командной работы. Индивидуальные и групповые барьеры командной работы. Групповое мышление и его последствия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
    Студенты самостоятельно готовят презентации по теме для обсуждения на семинарском занятии
  • неблокирующий Письменный экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме в виде теста. Тест представляет собой бланк, содержащий 20 вопросов с 4 вариантами ответа на каждый вопрос. Студенту требуется однозначно, с помощью любой формы выделения (подчеркивание/обведение выбранного ответа, зачеркивание невыбранных ответов, постановки особых, произвольно избранных значков около выбранного ответа) обозначить выбор ОДНОГО ответа на поставленный вопрос. На выполнение теста отводится 60 минут. Студенты, проходящие экзамен одновременно, получают на руки разные варианты теста.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Преподаватель оценивает работу студентов на лекционных и семинарских занятиях. Всем студентам на каждом аудиторном занятии предлагается письменно ответить на вопрос, посвященный одной из проблем, обсуждаемых в предыдущей теме (на лекции и/или семинаре).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Накопленная оценка учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная = 0,3 * Опрезентация + 0,7 * Оауд, где Опрезентация – оценка за выступление с презентацией; Оауд – оценка за аудиторную работу (лекции и семинары) Способ округления накопленной оценки (оценки текущего контроля) – до 0,50 единиц – в сторону уменьшения значения, от 0,50 и выше – в сторону увеличения значения. Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: Орезульт = 0,5 * Онакопл + 0,5 * Оэкзам, где Онакопл – накопленная оценка, Оэкзам – оценка за экзамен. Способ округления оценки итогового контроля (экзамена) – арифметический. Способ округления результирующей оценки за дисциплину – арифметический. ВНИМАНИЕ: программа дисциплины не предусматривает процедуры пересдачи форм текущего контроля. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительные баллы для компенсации оценки за текущий контроль. Оценка за итоговый контроль по дисциплине (экзамен) не является блокирующей, при неудовлетворительной итоговой оценке (экзамен) результирующая оценка рассчитывается по формуле расчета результирующей оценки.Образовательные технологии
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 5-e изд., стер. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2013. - 576 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9776-0164-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/373936

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Селезнева, Е. В. Лидерство : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. В. Селезнева. — Москва : Издательство Юрайт, 2015. — 429 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-4361-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/381980