• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Административная ответственность и производство по делам об административных правонарушениях

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс является дисциплиной по выбору профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 40.03.01. «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам «Теория права», «Теория государства», «Конституционное право», «Конституционное право России», «Гражданский процесс», «Административное право», «Гражданское право (общая часть), «Гражданское право (особенная часть)», «Предпринимательское право», «Трудовое право», «Уголовное право (общая часть)», «Уголовное право (особенная часть)», «Уголовно-процессуальное право».В результате изучения дисциплины студенты должны:1) знать:- понятие, место и роль административной ответственности и производства по делу об административном правонарушении в российской правовой системе;- состав, структуру, тенденции и особенности правового регулирования административной ответственности и производства по делу об административном правонарушении;- категории и понятия правового регулирования административной ответственности и производства по делу об административном правонарушении, основные нормативные положения, регулирующие отношениях в данных сферах;- цели, задачи и направления реформирования изучаемых институтов в современной правовой действительности;- тенденции и закономерности развития правоприменительной практики (административной и судебной), и ее значение в механизме правового регулирования;- состояние и развитие позиций межгосударственных судебных и иных органов по вопросам изучаемых институтов;- методологию получения юридических знаний.2) уметь:- логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по правовым вопросам административной ответственности и производства по делу об административном правонарушении; осуществлять научные и практические исследования по отдельным правовым проблемам, самостоятельно излагать результаты научных исследований в устной и письменной форме;- применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики, толковать нормативные и ненормативные акты в их взаимодействии с учётом особенностей административной ответственности и производства по делу об административном правонарушении;- давать объективную оценку деятельности законодательных, судебных и иных правотворческих и правоприменительных органов; аргументировать принятые решения, в том числе, предвидеть последствия принятых им решений; анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений;- эффективно защищать права и законные интересы участников производства по делу об административном правонарушении; разъяснять действие и последствия применения норм права их адресатам3) иметь навыки:- самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными правовыми актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой;- анализа практики разрешения споров по вопросам привлечения к административной ответственности, оценки правовых последствий решений, принятых должностными лицами государственных органов, судьями, арбитражными судами, судами общей юрисдикции в рамках производства по делу об административном правонарушении;- составления юридических заключений по вопросам привлечения к административной ответственности, заявлений, жалоб, протестов, а также иных документов юридического содержания, необходимых для обеспечения защиты прав и свобод заинтересованных лиц и/или публичных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении;- устного выступления на юридические темы, в том числе, в рамках взаимодействия с иными лицами в юрисдикционных процедурах (производство по делу об административном правонарушении), эффективного обоснования отстаиваемой точки зрения в устной полемике; юридического консультирования заинтересованных лиц;- разработки проектов нормативных и ненормативных правовых актов (решений). Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов системного представления об административной ответственности как самостоятельном правовом институте и о производстве по делам об административном правонарушении как об особом процессуальном порядке привлечения к административной ответственности
  • понимание студентами правовой природы административной ответственности, её отличие от других видов юридической ответственности
  • понимание места производства по делу об административном правонарушении в системе правовых механизмов привлечения к юридической ответственности
  • формирование системного понимания изучаемых институтов со смежными институтами материального и процессуального права: уголовная ответственность, дисциплинарная ответственность, административное судопроизводство, гражданский процесс и т.д.
  • изучение административной ответственности и производства по делам об административных правонарушениях с использованием сравнительно-правового метода для выработки наиболее правильного (идеального) регулирования в соответствующей сфере
  • получение студентами знаний об основаниях привлечения лиц к административной ответственности, процедуре привлечения к данному виду ответственности; формирование у студентов понимания по вопросам административно-юрисдикционной деятельности лиц, осуществляющих привлечение к административной ответственности
  • получение студентами навыков защиты прав и законных интересов участников производства по делу об административном правонарушении.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает суть, принципы, цели, назначение, функционал и правовую природу административной ответственности.
  • Может определить сферу действия административной ответственности, отличить её от других правовых институтов, определить место административной ответственности в российской правовой системе.
  • Правильно определяет, понимает и уместно использует основные понятия административной ответственности.
  • Понимает содержание и ориентируется в законодательстве об административных правонарушениях (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях).
  • Верно определяет задачи законодательства об административных правонарушениях, умеет его применять. Знает правила осуществления подзаконного регулирования в сфере административной ответственности, верно определяет его место и роль механизме привлечения к административной ответственности.
  • Понимает структуру нормы, устанавливающей административную ответственность, верно определяет правовые последствия изменения её элементов. Правильно определяет действие законодательства об административной̆ ответственности во времени и пространстве.
  • Знает понятие административного правонарушения, верно определяет и понимает элементы его состава. Различает и даёт верное определение видам административных правонарушений.
  • Верно определяет гражданско-правовые последствия совершения административного правонарушения. Правильно квалифицирует деяние лица в качестве административного правонарушения.
  • Понимает сущность оснований освобождения от административной ответственности. Знает и понимает правовую природу срока давности привлечения к административной ответственности, правильно определяет его начало и окончание. Понимает и может установить наличие основания для освобождения от административного наказания.
  • Понимает сущность и ориентируется в правовом регулировании института административного наказания. Знает виды административного наказания, правила его назначения, ориентируется в размерах санкций за совершение административного правонарушения.
  • Знает и верно определяет обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, а также срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
  • Понимает сущность, правовую природу, принципы и особенности производства по делу об административном правонарушении. Понимает особенности презумпции невиновности в процедуре привлечения к административной ответственности. Даёт правильную оценку правовым последствиям нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.
  • Знает, ориентируется и правильно определяет субъектов производства по делу об административном правонарушении, их правовой статус. Верно определяет подведомственность дел об административных правонарушениях.
  • Понимает и может правильно установить обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении. Знает и понимает особенности возмещения расходов по делу об административном правонарушении.
  • Понимает и ориентируется в правовом регулировании доказательств и доказывания по делу об административном правонарушении. Знает и понимает систему доказательств по делу об административном правонарушении, их виды.
  • Знает и правильно применяет процедуру получения доказательств по делу об административном правонарушении. Понимает суть недопустимых доказательств и основаниях признания доказательств недопустимыми.
  • Верно определяет обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Понимает процедуру и суть оценки доказательств. Понимает суть и виды стандартов доказывания по делу об административном правонарушении.
  • Знает виды производства по делам об административных правонарушениях и их особенности. Правильно определяет стадии производства по делу об административном правонарушении, особенности их регулирования. Знает процедуру рассмотрения дела об административном правонарушении. Верно определяет сроки рассмотрения дела об административном правонарушении.
  • Знает виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении, их особенности. Понимает суть законной силы постановления по делу об административном правонарушении, правильно определяет момент вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
  • Знает процедуру, суть исполнения постановления по делу об административном правонарушении и основания для прекращения исполнения.
  • Понимает суть права на оспаривание постановления по делу об административном правонарушении, процедуру реализации данного права. Правильно определяет подведомственность оспаривания постановлений и решений по делу об административном правонарушении. Знает пределы рассмотрения жалоб и протестов на акты, принятые в рамках производства по делу об административном правонарушении, основания для их отмены.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Административная ответственность: понятие, принципы, правовая природа и особенности регулирования.
  • Тема 2. Нормативное регулирование административной ответственности.
  • Тема 3. Административное правонарушение.
  • Тема 4. Основания освобождения от административной ответственности.
  • Тема 5. Административное наказание.
  • Тема 6. Производство по делу об административном правонарушении: понятие, принципы, правовая природа и особенности регулирования.
  • Тема 7. Субъекты производства по делу об административном правонарушении.
  • Тема 8. Доказательства и доказывание по делу об административном правонарушении.
  • Тема 9. Динамика производства по делу об административном правонарушении.
  • Тема 10. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольные работы №1
    Контрольная работа выполняется в письменной форме посредством решения одной теоретико-практической задачи. Контрольная работа №1 проводится в течение 1 модуля по темам, пройденным на момент проведения контрольной работы. При выполнении контрольной работы разрешается пользоваться любыми источниками информации (т.е. нормативно-правовыми актами, судебной практикой, материалами лекционных и семинарских занятий). Цель проведения контрольных работ состоит в проверке навыка студентов применять полученные знания, умения грамотно и уместно использовать теоретические конструкции для решения практических проблем, а также способности обнаруживать, юридически грамотно формулировать и аргументированно разрешать правовые коллизии. Задача, предлагаемая студентам на контрольную работу, представляет собой практический казус, в первой части которого описываются фактические обстоятельства (фабула). Во второй части казуса его участники высказывают свои точки зрения (правовые позиции) в отношении спорных обстоятельств. Правовая позиция каждого из участников казуса имеет значение для решения задачи. При этом указанные правовые позиции могут быть неполными, спорными и иметь какие-либо недостатки в аргументации. Однако это не исключает их важность для решения казуса. Содержание задачи определяется преподавателем, ведущим семинарские занятия, на основе изученного объёма дисциплины, а также дисциплин, знания по которым является обязательными для изучения настоящей дисциплины. Задача может не иметь однозначно правильного итогового решения. Ключевым требованием к решению задачи является наиболее полная и аргументированная правовая оценка фабулы и точек зрения участников спора. Под оценкой точки зрения участника понимается высказывание развёрнутых юридических доводов «за» и «против» высказанной позиции. Решение задачи не может сводится лишь к пересказу и/или воспроизведению точек зрения участников казуса. Также необходимым при решении задачи является обнаружение и грамотное формулирование правовых проблем (коллизий). Правовые проблемы (коллизии) имеют теоретический фундамент с практическим проявлением на примере изложенных фактов (фабулы). Решение задачи подразумевает формулирование правовых коллизий через оценку точек зрения участников казуса. Итогом решения задачи должно стать ясное и аргументированное (в том числе с использованием теоретических подходов) описание выявленных правовых проблем (коллизий). Правовая проблема не может быть сугубо практической, без какого-либо теоретического содержания. Также коллизия не может представлять собой исключительно теоретическую конструкцию, не имеющую практического проявления (являться сугубо догматическим спором). Правовая оценка позиций участников спора, рассуждения самого студента и их результаты должны быть зафиксированы студентом в ходе решения задачи. В случае, если студент полагает, что по какой-либо коллизии возможно однозначное решение, то он вправе указать это, но обязан привести обоснование. При этом студент в любом случае должен дать аргументированную оценку всем позициям участников казуса. При оценивании решения задачи имеет значение: логическая последовательность правовых рассуждений; отсутствие неаргументированных ссылок на судебную и административную практику; уместное и грамотное применение аналогии права и закона; отсутствие предложений со стороны студента по внесению изменений в действующее законодательство как способ решения правовой проблемы; отсутствие пробелов в знании теории, законодательства и разъяснений высших судебных инстанций. Продолжительность выполнения контрольной работы – 60 минут.
  • неблокирующий Контрольные работы №2
    Контрольная работа выполняется в письменной форме посредством решения одной теоретико-практической задачи. Контрольная работа №2 – в течение 2 модуля по темам, пройденным на момент проведения контрольной работы. При выполнении контрольной работы разрешается пользоваться любыми источниками информации (т.е. нормативно-правовыми актами, судебной практикой, материалами лекционных и семинарских занятий). Цель проведения контрольных работ состоит в проверке навыка студентов применять полученные знания, умения грамотно и уместно использовать теоретические конструкции для решения практических проблем, а также способности обнаруживать, юридически грамотно формулировать и аргументированно разрешать правовые коллизии. Задача, предлагаемая студентам на контрольную работу, представляет собой практический казус, в первой части которого описываются фактические обстоятельства (фабула). Во второй части казуса его участники высказывают свои точки зрения (правовые позиции) в отношении спорных обстоятельств. Правовая позиция каждого из участников казуса имеет значение для решения задачи. При этом указанные правовые позиции могут быть неполными, спорными и иметь какие-либо недостатки в аргументации. Однако это не исключает их важность для решения казуса. Содержание задачи определяется преподавателем, ведущим семинарские занятия, на основе изученного объёма дисциплины, а также дисциплин, знания по которым является обязательными для изучения настоящей дисциплины. Задача может не иметь однозначно правильного итогового решения. Ключевым требованием к решению задачи является наиболее полная и аргументированная правовая оценка фабулы и точек зрения участников спора. Под оценкой точки зрения участника понимается высказывание развёрнутых юридических доводов «за» и «против» высказанной позиции. Решение задачи не может сводится лишь к пересказу и/или воспроизведению точек зрения участников казуса. Также необходимым при решении задачи является обнаружение и грамотное формулирование правовых проблем (коллизий). Правовые проблемы (коллизии) имеют теоретический фундамент с практическим проявлением на примере изложенных фактов (фабулы). Решение задачи подразумевает формулирование правовых коллизий через оценку точек зрения участников казуса. Итогом решения задачи должно стать ясное и аргументированное (в том числе с использованием теоретических подходов) описание выявленных правовых проблем (коллизий). Правовая проблема не может быть сугубо практической, без какого-либо теоретического содержания. Также коллизия не может представлять собой исключительно теоретическую конструкцию, не имеющую практического проявления (являться сугубо догматическим спором). Правовая оценка позиций участников спора, рассуждения самого студента и их результаты должны быть зафиксированы студентом в ходе решения задачи. В случае, если студент полагает, что по какой-либо коллизии возможно однозначное решение, то он вправе указать это, но обязан привести обоснование. При этом студент в любом случае должен дать аргументированную оценку всем позициям участников казуса. При оценивании решения задачи имеет значение: логическая последовательность правовых рассуждений; отсутствие неаргументированных ссылок на судебную и административную практику; уместное и грамотное применение аналогии права и закона; отсутствие предложений со стороны студента по внесению изменений в действующее законодательство как способ решения правовой проблемы; отсутствие пробелов в знании теории, законодательства и разъяснений высших судебных инстанций. Продолжительность выполнения контрольной работы – 60 минут.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен выполняется в письменной форме посредством решения двух теоретико-практических задач. При выполнении экзамена разрешается пользоваться любыми источниками информации (т.е. нормативно-правовыми актами, судебной практикой, материалами лекционных и семинарских занятий). Цель проведения экзамена состоит в проверке навыка студентов применять полученные знания, умения грамотно и уместно использовать теоретические конструкции для решения практических проблем, а также способности обнаруживать, юридически грамотно формулировать и аргументированно разрешать правовые коллизии. Задача, предлагаемая студентам на экзамен, представляет собой практический казус, в первой части которого описываются фактические обстоятельства (фабула). Во второй части казуса его участники высказывают свои точки зрения (правовые позиции) в отношении спорных обстоятельств. Правовая позиция каждого из участников казуса имеет значение для решения задачи. При этом указанные правовые позиции могут быть неполными, спорными и иметь какие-либо недостатки в аргументации. Однако это не исключает их важность для решения казуса. Содержание задачи определяется преподавателем, ведущим лекционные занятия, на основе изученного объёма дисциплины, а также дисциплин, знания по которым является обязательными для изучения настоящей дисциплины. Задача может не иметь однозначно правильного итогового решения. Ключевым требованием к решению задачи является наиболее полная и аргументированная правовая оценка фабулы и точек зрения участников спора. Под оценкой точки зрения участника понимается высказывание развёрнутых юридических доводов «за» и «против» высказанной позиции. Решение задачи не может сводится лишь к пересказу и/или воспроизведению точек зрения участников казуса. Также необходимым при решении задачи является обнаружение и грамотное формулирование правовых проблем (коллизий). Правовые проблемы (коллизии) имеют теоретический фундамент с практическим проявлением на примере изложенных фактов (фабулы). Решение задачи подразумевает формулирование правовых коллизий через оценку точек зрения участников казуса. Итогом решения задачи должно стать ясное и аргументированное (в том числе с использованием теоретических подходов) описание выявленных правовых проблем (коллизий). Правовая проблема не может быть сугубо практической, без какого-либо теоретического содержания. Также коллизия не может представлять собой исключительно теоретическую конструкцию, не имеющую практического проявления (являться сугубо догматическим спором). Правовая оценка позиций участников спора, рассуждения самого студента и их результаты должны быть зафиксированы студентом в ходе решения задачи. В случае, если студент полагает, что по какой-либо коллизии возможно однозначное решение, то он вправе указать это, но обязан привести обоснование. При этом студент в любом случае должен дать аргументированную оценку всем позициям участников казуса. При оценивании решения задачи имеет значение: логическая последовательность правовых рассуждений; отсутствие неаргументированных ссылок на судебную и административную практику; уместное и грамотное применение аналогии права и закона; отсутствие предложений со стороны студента по внесению изменений в действующее законодательство как способ решения правовой проблемы; отсутствие пробелов в знании теории, законодательства и разъяснений высших судебных инстанций. Продолжительность выполнения экзаменационной работы – 120 минут. Преподаватель, осуществляющий проверку экзаменационных работ, проводит показ работ не позднее 5 рабочих дней после проведения экзамена, если иное не предусмотрено локальными нормативными актами НИУ-ВШЭ.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    Результирующая оценка за дисциплину представляет собой сумму баллов, полученных по итогам текущего контроля в течение всего периода изучения дисциплины и на экзамене, с умножением на соответствующие коэффициенты. Оценка выставляется по следующей формуле: Орез = 0.1 * Ок_1 + 0.2 * Ок_2 + 0.7 * Оэкз, где Орез – результирующая оценка по дисциплине (максимум – 10 баллов); Ок_1 – оценка за контрольную работу №1 (максимум – 10 баллов); Оэкз– оценка за экзамен (максимум – 10 баллов). Результирующая оценка по дисциплине является окончательной оценкой по дисциплине и отображается в приложении к документу об образовании и о квалификации. Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Агапов, А. Б.  Административная ответственность : учебник для вузов / А. Б. Агапов. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 483 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13269-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510618 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Серков, П. П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы: Монография / Серков П. П. - Москва : Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 480 с.ISBN 978-5-91768-284-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/316711

Авторы

  • Волкова Юлия Михайловна
  • Толстиков Александр Владимирович