• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Преступления против личности

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Преступления против личности» относится к вариативной (профильной) части профессионального цикла учебных дисциплин подготовки студентов по направлению «Юриспруденция» (бакалавриат). Настоящая дисциплина позволяет на основе твердого знания основных положений Общей части уголовного права и специфики составов преступлений, предусмотренных в Разделе VII УК РФ, прочно усвоить общие принципы и правила квалификации преступлений против личности. Основными задачами дисциплины являются: изучение и анализ действующего уголовного законодательства РФ, регламентирующего ответственность за посягательства на личность, а также практики его применения; освоение рекомендаций Верховного Суда РФ по вопросам квалификации преступлений против личности; выявление основных проблем квалификации преступлений данной категории. В результате освоения дисциплины студент будет: знать политику государства в сфере уголовно-правовой охраны личности, содержание уголовно-правовых норм об ответственности за посягательства на личность, признаки составов данных преступлений и правила квалификации преступлений против личности; уметь анализировать и толковать нормы об ответственности за посягательства на личность, отграничивать составы данных преступлений от смежных составов, преодолевать конкуренцию уголовно-правовых норм; владеть навыками анализа норм уголовного законодательства и материалов правоприменительной практики в целях правильной квалификации преступлений против личности, а также навыками самостоятельного выявления проблем квалификации преступлений данной категории. Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении следующих дисциплин: «Уголовная право (Общая часть)», «Уголовное право (Особенная часть)». Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • структурировать имеющиеся и получить новые знания о системе преступлений против личности и особенностях составов данных посягательств;
  • совершенствовать навыки работы с законодательным, правоприменительным и научным материалом, необходимые для грамотной юридической оценки преступлений, посягающих на личность;
  • сформировать устойчивые навыки применения норм Раздела VII Уголовного кодекса РФ.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать содержание норм Главы 16 УК РФ, уметь их толковать и анализировать. Актуализировать знание объективных и субъективных признаков составов преступлений против жизни и здоровья. Уметь разграничивать данные составы между собой и отграничивать от иных сходных составов преступлений. Владеть навыками правильной квалификации преступлений против жизни и здоровья.
  • Знать содержание норм Главы 17 УК РФ, уметь их толковать и анализировать. Актуализировать знание объективных и субъективных признаков составов преступлений против свободы, чести и достоинства личности. Уметь разграничивать данные составы между собой и отграничивать от иных сходных составов преступлений. Владеть навыками правильной квалификации преступлений против свободы, чести и достоинства личности.
  • Знать содержание норм Главы 18 УК РФ, уметь их толковать и анализировать. Актуализировать знание объективных и субъективных признаков составов половых преступлений. Уметь разграничивать данные составы между собой и отграничивать от иных сходных составов преступлений. Владеть навыками правильной квалификации преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
  • Знать содержание норм Главы 19 УК РФ, уметь их толковать и анализировать. Актуализировать знание объективных и субъективных признаков составов преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Уметь разграничивать данные составы между собой и отграничивать от иных сходных составов преступлений. Владеть навыками правильной квалификации преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина.
  • Знать содержание норм Главы 20 УК РФ, уметь их толковать и анализировать. Актуализировать знание объективных и субъективных признаков составов преступлений против семьи и несовершеннолетних. Уметь разграничивать данные составы между собой и отграничивать от иных сходных составов преступлений. Владеть навыками правильной квалификации преступлений против семьи и несовершеннолетних.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Преступления против жизни и здоровья.
  • 2. Преступления против свободы, чести и достоинства личности.
  • 3. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
  • 4. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина.
  • 5. Преступления против семьи и несовершеннолетних.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценивание участия в семинарских занятиях.
    Перед проведением семинара студенты самостоятельно готовят решение задач, предложенных им преподавателем дисциплины, проводящим семинарские занятия, по теме, обозначенной в программе. На семинаре преподаватель опрашивает студентов на предмет готовности к решению задач и предоставляет возможность высказаться тому студенту, который первый изъявил такое желание. При этом другие студенты в порядке очередности вправе дополнить услышанный ответ или не согласиться с ним и предложить собственное решение, обосновав его. Преподаватель, ведущий семинарское занятие, оценивает ответы студентов задачи и сообщает студентам правильное решение. В случае, если в ходе решения задачи возникает научная дискуссия по теме семинара, связанная с описываемой в задаче правовой проблемой, преподаватель предлагает всем желающим студентам высказаться и оценивает активность участия каждого студента в обсуждении проблемы, обоснованность и оригинальность его суждений. Тема для дискуссии может быть предложена преподавателем и не в связи с решением задачи, но по теме семинара. При участии в работе на семинаре студенты должны продемонстрировать знание законодательства, навыки его применения к конкретной ситуации, описанной в задаче, владение специальной терминологией, умение четко, последовательно и логически непротиворечиво излагать свои мысли. По итогам семинара преподаватель выставляет оценки, характеризующие степень активности работы каждого из студентов, правильность решения задач, участие в дискуссии. Оценки заносятся в рабочую ведомость преподавателя.
  • неблокирующий Контрольная работа.
    Контрольная работа выполняется в письменной форме во второй половине 4 модуля. О дате проведения контрольной студентам сообщается не позднее, чем за 7 календарных дней. Проверка контрольной работы осуществляется преподавателем, ведущим семинарские занятия. Цель написания контрольной работы состоит в проверке навыков студентов по логичному и аргументированному решению задачи по программе дисциплины. Проведение контрольной работы включает в себя письменное решение каждым студентом одной задачи по одной или нескольким темам. Тематика задания определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и изученного материала и сообщается предварительно студентам не позднее, чем за 5 рабочих дней до проведения контрольной работы. Студентам также сообщается перечень нормативных актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения контрольной работы. По усмотрению преподавателя контрольная работа может проводиться без права использования текстов нормативных актов. При написании контрольной работы не разрешается пользоваться учебной или научной литературой, конспектами и другими вспомогательными средствами, в том числе электронными. Каждый студент должен самостоятельно в течение 40 минут изложить в письменном виде решение задачи, аргументировав свой ответ. При оценивании работы основное внимание уделяется: во-первых, правильному и полному решению задач, во-вторых, полноте и логической выверенности аргументации, в- третьих, наличию / отсутствию фактических ошибок. Преподаватель, осуществляющий проверку контрольных работ, проводит их показ не позднее 5 рабочих дней после проведения контрольной работы, если иное не предусмотрено локальными нормативными актами НИУ-ВШЭ.
  • неблокирующий Экзамен.
    Экзамен проводится в письменной форме по темам, входящим в данную программу учебной дисциплины, в конце 4 модуля в дату, определённую расписанием сессии. На экзамене осуществляется проверка знаний, полученных студентами при изучении всего курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. Преподаватель, проводящий экзамен, сообщает студентам перечень нормативных актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения контрольной работы. По усмотрению преподавателя экзамен может проводиться без права использования текстов нормативных актов. С учетом этого определяется сложность и содержание заданий на экзамене. При написании экзамена не разрешается пользоваться учебной или научной литературой, конспектами и другими вспомогательными средствами, в том числе электронными. Конкретная тематика заданий определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и предварительно студентам не сообщается. Каждый студент должен самостоятельно в течение 80 минут изложить в письменном виде решение двух заданий. Первое задание экзамена включает в себя решение тестов по четырем казусам по проблемам квалификации преступлений и назначения наказания. К каждому казусу предлагается не менее 4 вариантов ответа, из которых студент должен выбрать один верный. За каждый верный ответ студенту начисляется 1 балл, т.е. в сумме за эту часть экзамена можно получить 4 балла из 10 баллов оценки за экзамен. В ходе выполнения этой части задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний уголовного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок. Вторая часть экзамена состоит из одного задания по проблемам квалификации преступлений и назначения наказания в форме решения задачи (казуса), коллизии или анализа законодательной новеллы/проекта нормативно-правового акта. Условия задания могут быть представлены в виде текста, иллюстрации, либо иллюстрированного текста. В ходе выполнения этой части задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний уголовного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок; 4) способность чётко и последовательно излагать решение; 5) корректный юридический язык и стиль изложения. Каждая задача оценивается по десятибалльной шкале. При оценивании работы основное внимание уделяется, во-первых, правильному и полному решению каждой из задач, во-вторых, полноте и логической выверенности аргументации, в-третьих, наличию/отсутствию фактических ошибок. Максимальное количество баллов за вторую часть экзаменационного задания – 10, оценка за которую умножается на 0,6 и округляется по правилам арифметики. Итоговая оценка за экзамен по 10-балльной шкале определяется путем сложения количества полученных баллов за каждую из частей. Если за каждое задание экзамена выставлено 0 баллов, и при этом отсутствуют предусмотренные локальными правовыми актами НИУ ВШЭ основания для выставления 0 баллов за элемент контроля в целом, за экзамен в целом выставляется 1 балл. В случае списывания, плагиата, подлога или иного нарушения академических норм, неявки на экзамен или несдачи листов с ответами за экзамен выставляется 0 баллов. Преподаватель, осуществляющий проверку экзаменационных работ, проводит показ работ не позднее 5 рабочих дней после проведения экзамена, если иное не предусмотрено локальными нормативными актами НИУ-ВШЭ.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    РОдисциплина = Ос*k1 + Ок*k2 + Оэкзамен*k3, где РОдисциплина – результирующая оценка по дисциплине (максимум – 10 баллов); Ос – оценка за решение задач и участие в дискуссии на семинарах (максимум – 10 баллов); k1 = 0,1; Ок – оценка за контрольную работу (максимум – 10 баллов); k2 = 0,2; Оэкзамен – оценка за экзамен (максимум – 10 баллов); k3 = 0,7. 1. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. 2. Продолжительность выполнения каждого элемента контроля, установленная настоящей программой, включает время написания элемента контроля и время его сдачи при написании в бумажном варианте, время его загрузки при выполнении в системе SmartLMS.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Преступления против личности : учебник для вузов / И. А. Подройкина [и др.] ; под редакцией И. А. Подройкиной, Е. В. Серегиной. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 211 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16701-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531545 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Преступления против личности : учебное пособие для вузов / А. В. Наумов [и др.] ; ответственные редакторы А. В. Наумов, А. Г. Кибальник. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 118 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09857-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514821 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Алиев, В. М.  Преступления против личности : учебное пособие для вузов / В. М. Алиев, В. И. Гладких, В. Г. Степанов-Егиянц. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 241 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08431-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516181 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Алиев, В. М.  Преступления против личности. Научно-практический комментарий / В. М. Алиев, В. И. Гладких, В. Г. Степанов-Егиянц. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 243 с. — (Профессиональные комментарии). — ISBN 978-5-534-11042-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516987 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Сверчков, В. В.  Преступления против жизни и здоровья человека : учебное пособие для вузов / В. В. Сверчков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 189 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12988-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514515 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Уголовное право. Особенная часть. Преступления против личности : учебник для вузов / В. И. Гладких [и др.] ; под общей редакцией В. И. Гладких, А. К. Есаяна. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 206 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13641-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519639 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Волкова Юлия Михайловна
  • Юсифов Юсиф Махияддин Оглы
  • Булдык Наталья Николаевна