• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Уголовно-исполнительное право"

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения учебной дисциплины «Уголовно-исполнительное право» является формирование целостного представления, комплексных, глубоких и системных знаний о понятии, общих принципах и правовом регулировании исполнения и отбывания уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, а также формирование у студентов базовых знаний, необходимых для успешной работы по выбранной специальности. «Уголовно-исполнительное право» – одна из основных юридических дисциплин уголовно-правового профиля. Важным аспектом преподавания и изучения курса уголовно-исполнительного права является активное развитие межпредметных связей с общетеоретическими и другими юридическими дисциплинами – уголовно-процессуальным, уголовным, административным, гражданским, трудовым правом, криминологией, криминалистикой и др.Дисциплина относится к обязательной части профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 40.03.01. «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам «Уголовное право», «Конституционное право», «Судебная власть и правоохранительные органы».Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование целостного представления, комплексных, глубоких и системных знаний о понятии, общих принципах и правовом регулировании исполнения и отбывания уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, а также формирование у студентов базовых знаний, необходимых для успешной работы по выбранной специальности;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные направления уголовно-исполнительной политики;
  • понимать предмет, цели, задачи и систему курса уголовно-исполнительного права;
  • знать понятие, место и роль уголовно-исполнительного права в российской правовой системе;
  • знать основные положения Общей и Особенной частей уголовно-исполнительного права;
  • знать сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов уголовно-исполнительного права;
  • знать уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, регулирующие вопросы исполнения и отбывания уголовных наказаний;
  • уметь оперировать уголовно-исполнительными понятиями и категориями;
  • уметь анализировать, толковать и правильно применять нормы уголовно-исполнительного права;
  • уметь анализировать фактические обстоятельства и возникающие в связи с ними уголовно-исполнительные отношения;
  • уметь принимать решения в точном соответствии с уголовно-исполнительным законодательством;
  • уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам применения уголовно-исполнительного законодательства;
  • иметь навыки работы с уголовно-исполнительным законодательством и нормативными актами смежных отраслей права;
  • иметь навыки анализа уголовно-исполнительных явлений, уголовно-исполнительных норм и уголовно-исполнительных отношений;
  • иметь навыки анализа практики применения уголовно-исполнительных норм;
  • иметь навыки разрешения проблем и коллизий, возникающих в связи с применением уголовно-исполнительного законодательства;
  • знать особенности становления и развития уголовно-исполнительного законодательства в царский, советский и современный периоды;
  • понимать содержание основных пенитенциарных систем мира;
  • знать понятие и классификацию международно-правовых актов и стандартов;
  • уметь давать общую характеристики универсальных международных стандартов и стандартов, относящихся к определенным профессиональным группам;
  • знать основное содержание общеправовых, межотраслевых и отраслевых принципов уголовно-исполнительного права;
  • уметь выявлять проблемы реализации принципов уголовно-исполнительного права;
  • владеть навыками устранять факты нарушения законности при исполнении уголовных наказаний;
  • знать классификацию учреждений и органов, исполняющих наказание;
  • уметь идентифицировать учреждения и органы, исполняющие наказания;
  • владеть навыками организации взаимодействия с различными учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания;
  • знать виды и элементы правового положения персонала УИС;
  • знать содержание прав, обязанностей и законных интересов осужденных;
  • уметь выявлять проблемы обеспечения правового положения осуждённых;
  • владеть навыками использования уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения правового положения субъектов уголовно-исполнительных правоотношений;
  • знать виды контроля за деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания;
  • уметь реализовывать основные направления контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания;
  • владеть навыками осуществления контроля за деятельностью УИС;
  • знать особенности правового регулирования исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества;
  • уметь использовать знания в правоприменительной деятельности;
  • владеть навыками использования уголовно-исполнительного законодательства в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества;
  • знать особенности правового регулирования контроля за лицами, которым применены иные меры уголовно-правового характера;
  • владеть навыками использования уголовно-исполнительного законодательства в сфере осуществления контроля за лицами, которым применены иные меры уголовно-правового характера;
  • уметь использовать знания в правоприменительной деятельности.
  • знать правовые основы, регулирующие содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
  • уметь проблемы реализации норм в правоприменительной практике;
  • владеть навыками обеспечения правового положения лиц, содержащихся в СИЗО;
  • знать правовые основы направления осужденные в исправительные учреждения, их приема и размещения;
  • уметь с осужденными на первоначальном этапе отбывания наказания;
  • владеть навыками направления, приема и размещения осужденных;
  • знать понятие, содержания и функции режима в исправительных учреждениях;
  • уметь реализовывать уголовно-исполнительное законодательство в части реализации требований режима;
  • владеть навыками работы с основными документами, обеспечивающими функционирование режима в ИУ;
  • знать особенности материально-бытового, медико-санитарного обеспечения осужденными в исправительных учреждениях;
  • уметь реализовывать основные направления воспитательной работы с осужденных;
  • владеть навыками работы с основными документами, регламентирующими привлечения осужденных к труду;
  • знать виды мер поощрения и взыскания, применимых к осужденными;
  • уметь применять поощрения и взыскания к осужденными;
  • владеть навыками работы с уголовно-исполнительным законодательством, касающегося применения мер дисциплинарного воздействия к осужденным;
  • знать виды условий отбывания наказания и виды исправительных учреждений;
  • уметь определять основания изменения условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения осужденным к лишению свободы;
  • владеть навыками изменения условий отбывания наказания и вида ИУ;
  • знать особенности правового регулирования исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении женщин и несовершеннолетних;
  • уметь реализовывать специальные права, обязанности и законные интересы осужденных женщин и несовершеннолетних;
  • владеть навыками применения ведомственных юридических документов, касающихся осужденных женщин и несовершеннолетних;
  • знать особенности правового регулирования исполнение наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части в отношении осужденных военнослужащих;
  • уметь применять нормы законодательства, регламентирующего исполнения наказаний в отношении военнослужащих;
  • владеть навыками освобождения осужденных военнослужащих от отбывания наказания;
  • знать основные направления подготовки осужденных к освобождению;
  • знать основные направления подготовки осужденных к освобождению
  • уметь обеспечивать правовое положения осужденных на заключительном этапе отбывания наказания;
  • владеть навыками работы с осужденными за шесть месяцев до их освобождения;
  • знать основания и виды освобождения осужденных от отбывания наказания;
  • уметь работать с документами, необходимыми для освобождения осужденных;
  • владеть навыками освобождения осужденных от отбывания наказания;
  • знать особенности реализации административного надзора и пробации в России;
  • уметь реализовывать законодательство об административном надзоре и пробации;
  • владеть навыками реализации функций в сфере пробации;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятие уголовно-исполнительного права
  • Тема 2. История развития пенитенциарного законодательства и права в России и пенитенциарных систем мира.
  • Тема 3. Международно-правовые акты и стандарты обращения с заключенными.
  • Тема 4. Принципы уголовно-исполнительного права.
  • Тема 5. Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера.
  • Тема 6. Персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, его правовая защита и социальная поддержка. Правовое положение осужденных.
  • Тема 7. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
  • Тема 8. Правовое регулирование и порядок исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества.
  • Тема 9. Порядок осуществления контроля за лицами, которым применены иные меры уголовно-правового характера.
  • Тема 10. Правовое регулирование порядка и условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
  • Тема 11. Направление осужденных в исправительные учреждения, их прием и размещение.
  • Тема 12. Правовое регулирование режима в исправительных учреждениях.
  • Тема 13. Правовое регулирование материально-бытового, медико-санитарного обеспечения и воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, привлечения к их труду.
  • Тема 14. Правовое регулирование применения мер поощрения и мер взыскания к осужденным, лишенным свободы.
  • Тема 15. Изменение условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения осужденным к лишению свободы.
  • Тема 16. Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении женщин и несовершеннолетних.
  • Тема 17. Исполнение наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части в отношении осужденных военнослужащих.
  • Тема 18. Подготовка осужденных к освобождению от отбывания наказания, оказание им помощи и их социальная адаптация.
  • Тема 19. Основания и порядок освобождения осужденных от отбывания наказания.
  • Тема 20. Правовое регулирование административного надзора и института пробации в России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Решение задач и участие в дискуссии на семинаре
    Оценка за решение задач и участие в дискуссии по теме семинара формируется следующим образом. Перед проведением семинара студенты самостоятельно готовят решение задач, предложенных им преподавателем дисциплины, проводящим семинарские занятия, по теме, обозначенной в программе. На семинаре преподаватель опрашивает студентов на предмет готовности к решению задач и предоставляет возможность высказаться тому студенту, который первый изъявил такое желание. При этом другие студенты в порядке очередности вправе дополнить услышанный ответ или не согласиться с ним и предложить собственное решение, обосновав его. Преподаватель, ведущий семинарское занятие, оценивает ответы студентов задачи и сообщает студентам правильное решение. В случае, если в ходе решения задачи возникает научная дискуссия по теме семинара, связанная с описываемой в задаче правовой проблемой, преподаватель предлагает всем желающим студентам высказаться и оценивает активность участия каждого студента в обсуждении проблемы, обоснованность и оригинальность его суждений. Тема для дискуссии может быть предложена преподавателем и не в связи с решением задачи, но по теме семинара. При участии в работе на семинаре студенты должны продемонстрировать знание законодательства, навыки его применения к конкретной ситуации, описанной в задаче, владение специальной терминологией, умение четко, последовательно и логически непротиворечиво излагать свои мысли. Преподаватель может предложить решение тестовых зданий. Допускается проведение занятия в форме обсуждения проблем уголовно-исполнительного законодательства. Перед проведением занятия преподаватель раздает поучающийся перечень проблемных вопросов, на которые студент должен ответить в процессе подготовки к занятию. По итогам семинара преподаватель выставляет оценки, характеризующие степень активности работы каждого из студентов, правильность решения задач, участие в дискуссии. Оценки заносятся в рабочую ведомость преподавателя.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа выполняется в письменной форме во второй половине 4 модуля. О дате проведения контрольной студентам сообщается не позднее, чем за 7 календарных дней. Проверка контрольной работы осуществляется преподавателем, ведущим семинарские занятия. Цель написания контрольной работы состоит в проверке навыков студентов по логичному и аргументированному решению задачи по программе дисциплины. Проведение контрольной работы включает в себя письменное решение каждым студентом одной задачи по одной или нескольким темам. Тематика задания определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и изученного материала и сообщается предварительно студентам не позднее, чем за 5 рабочих дней до проведения контрольной работы. Студентам также сообщается перечень нормативных актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения контрольной работы. По усмотрению преподавателя контрольная работа может проводиться без права использования текстов нормативных актов. При написании контрольной работы не разрешается пользоваться учебной или научной литературой, конспектами и другими вспомогательными средствами, в том числе электронными. Каждый студент должен самостоятельно в течение 40 минут изложить в письменном виде решение задачи и теоретических вопросов (не более трех), аргументировав свой ответ. При оценивании работы основное внимание уделяется: во-первых, правильному и полному решению задач/ ответам на теоретические вопросы, во-вторых, полноте и логической выверенности аргументации, в- третьих, наличию / отсутствию фактических ошибок. Преподаватель, осуществляющий проверку контрольных работ, проводит их показ не позднее 5 рабочих дней после проведения контрольной работы, если иное не предусмотрено локальными нормативными актами НИУ-ВШЭ.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме по темам, входящим в данную программу учебной дисциплины, в конце 4 модуля в дату, определённую расписанием сессии. На экзамене осуществляется проверка знаний, полученных студентами при изучении всего курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. Преподаватель, проводящий экзамен, сообщает студентам перечень нормативных актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения задания. По усмотрению преподавателя экзамен может проводиться без права использования текстов нормативных актов. С учетом этого определяется сложность и содержание заданий на экзамене. При написании экзамена не разрешается пользоваться учебной или научной литературой, конспектами и другими вспомогательными средствами, в том числе электронными. Конкретная тематика заданий определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и предварительно студентам не сообщается. Каждый студент должен самостоятельно в течение 80 минут изложить в письменном виде решение двух заданий. Первое задание экзамена включает в себя решении 4 тестовых заданий и в ответе на два вопроса по проблематике уголовно-исполнительного права. Задание, которое представлено в тесте, предлагает не менее 4 вариантов ответа, из которых студент должен выбрать один верный. На вопрос по проблематике уголовно-исполнительного права студент должен дать развернутый ответ. В ходе выполнения этой части задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний уголовного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок. Вторая часть экзамена состоит из двух задач по проблематике уголовно-исполнительного права. Условия задания могут быть представлены в виде текста, иллюстрации, либо иллюстрированного текста. В ходе выполнения этой части задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний уголовного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок; 4) способность чётко и последовательно излагать решение; 5) корректный юридический язык и стиль изложения. При оценивании работы основное внимание уделяется, во-первых, правильному и полному решению задач, во-вторых, полноте и логической выверенности аргументации, в-третьих, на наличие/отсутствие фактических ошибок. Логическая ошибка – нарушение законов формальной логики при рассуждении, в частности: предвосхищение основания, отрицание антецедента («Если лицо достигло возраста уголовной ответственности, оно подлежит такой ответственности. Лицо не привлечено к ответственности. Следовательно, оно не достигло установленного возраста»), подтверждение консеквента («Когда имеет место крайняя необходимость, допускается причинение вреда третьим лицам. Вред причинен третьему лицу. Следовательно, имела место крайняя необходимость»), обобщение на основании неполной информации, подмена тезиса, доказательство через то же самое; отождествление хронологической связи с причинно-следственной; фактическая ошибка – утверждение, противоречащее описанию фактических обстоятельств в тексте задачи; Юридическая ошибка – утверждение, противоречащее содержанию нормы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    Результирующая оценка за дисциплину представляет собой сумму баллов, полученных по итогам текущего контроля в течение всего периода изучения дисциплины и на экзамене, с умножением на соответствующие коэффициенты. Оценка выставляется по следующей формуле: РО дисциплина = k1·Ос1+ k2·Ос2 + k3·Ок+k4·Оэкзамен где РОдисциплина – результирующая оценка по дисциплине (максимум – 10 баллов), k1 = 0,1, Ос1 – оценка за решение задач и участие в дискуссии на семинарах в модуле 1 (максимум – 10 баллов), k2 = 0,1, Ос 2– оценка за решение задач и участие в дискуссии на семинарах в модуле 2 (максимум – 10 баллов), K3 = 0,2, Ок – оценка за контрольную работу (максимум – 10 баллов); K4 = 0,6 Оэкзамен – оценка за экзамен (максимум – 10 баллов). Результирующая оценка по дисциплине является окончательной оценкой по дисциплине и отображается в приложении к документу об образовании и о квалификации. Способ округления результирующей оценки арифметический: от 0,1 до 0,4 - к меньшему, от 0,5 до 0,9 - к большему. Блокирующей оценки не предусмотрено. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Уголовно-исполнительное право - Абатуров А.И., Боровиков С.А., Дворянсков И.В. и др. - НИЦ ИНФРА-М - 2024 - https://znanium.com/catalog/product/2083090 - 1870584 - ZNANIUM

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Поощрительные институты уголовно-исполнительного права России: изменение условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения - Бабаян С.Л. - Российский государственный университет правосудия - 2017 - https://znanium.com/catalog/product/1006903 - 1850723 - ZNANIUM

Авторы

  • Шиловская Полина Александровна