• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конституционное право России

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина относится к обязательной части профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 40.03.01. «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам «Теория государства» и «Теория права» (в освоенном объеме). В результате изучения дисциплины студенты должны знать: понятие, место и роль конституционного права в российской правовой системе; особенности и источники конституционного права, соотношение конституционного и иных отраслей права, понятие, стороны и содержание конституционных правоотношений, принципы конституционного права; основные этапы развития конституционного права и его институтов; категории, понятия, институты и основные нормы конституционного права. Уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым вопросам, применять на практике полученные знания, давать объективную оценку деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов. Иметь навыки: самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой; анализа практики разрешения конституционных споров, оценки правовых последствий решений, принятых конституционными судами, а также иными органами, рассматривающими конституционный спор; составления документов, связанных с реализацией и защитой конституционных прав. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении иных отраслевых юридических дисциплин, подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение студентами базовых теоретических знаний и практических умений в области конституционного права
  • выработка навыков анализа источников конституционного права и использования принципов и норм конституционного права в практической деятельности юриста
  • выработка умения логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, реализовывать на практике полученные в процессе обучения знания и навыки
  • выработка у студентов способности разрабатывать и аргументировать правовые позиции при обращении в юрисдикционные органы в связи с нарушениями конституционных прав и конституционного законодательства
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает юридические свойства конституции. Понимает сущность конституции. Ориентируется в процедурах пересмотра конституции и принятия конституционных поправок. Владеет знаниями о способах толкования Конституции Российской Федерации. Знает историю развития Конституции Российской Федерации
  • Понимает, что такое избирательное право и избирательная система. Знает стадии избирательного процесса. Ориентируется в избирательных процедурах выборов депутатов Государственной Думы. Осведомлен о ключевых элементах правового статуса зарегистрированного кандидата.
  • Представляет себе эволюцию российского парламентаризма. Знает основные элементы статуса Государственной Думы, Совета Федерации, а также статуса парламентария. Осведомлен о формах взаимодействия между законодательным (представительным) и исполнительными органами государственной власти РФ. Представляет себе последовательность действий в ходе законотворческого процесса.
  • Понимает предмет конституционного права и знает наиболее значимые отличия отрасли конституционного права от иных отраслей права. Понимает систему конституционного права. Знает понятие конституционных правоотношений и характеристику их элементов. Ориентируется в источниках конституционного права.
  • Понимает исторические особенности и значение российского федерализма. Знает характеристики конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации. Представляет себе основные параметры территориальной организации Российской Федерации. Ориентируется в системе разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Имеет представление о государственных символах Российской Федерации.
  • Освоил основы теории правового положения личности, проследил эволюцию признания основополагающих прав. Умеет классифицировать закрепленные Конституцией и международным правом основополагающие права. Имеет представление о содержании и ограничениях основных прав, о судебных и иных гарантиях их защиты.
  • Умеет использовать при решении конкретных казусов тест на пропорциональность в качестве универсального аналитического инструментария. Понимает суть и формы дискриминации (прямой, косвенной, позитивной, обратной). Имеет представление о принципе правовой определенности и правилах действия закона во времени в контексте идеи верховенства права.
  • Знает легальное определение гражданства (подданства). Ориентируется в основных положениях о приобретении и прекращении гражданства Российской Федерации. Умеет различать и оценивать меры, направленные на принудительное удаление иностранных граждан с территории Российской Федерации. Различает правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
  • Осведомлен о типичных моделях организации публичной власти в Российской Федерации на региональном уровне. Знает основные формы взаимодействия между федеральными и региональными органами. Представляет себе эволюцию статуса высшего должностного лица субъекта РФ.
  • Знает основные характеристики статуса Президента Российской Федерации. Знает основные функции и полномочия Президента Российской Федерации. Понимает структуру органов при Президенте Российской Федерации. Знает основные правовые формы властных решений Президента Российской Федерации. Осведомлен о логике взаимоотношений Президента РФ с иными органами государственной власти. Знает о порядке формирования основных федеральных органов исполнительной власти.
  • Понимает роль и значение судебной власти как самостоятельной ветви государственной власти. Знает основные элементы правового статуса судей. Ориентируется в общих принципах и видах судопроизводства, основных полномочиях Конституционного Суда Российской Федерации.
  • Осведомлен о территориальном устройстве и о типичных моделях организации государственной власти в Российской Федерации на региональном уровне. Знает основные формы взаимодействия между федеральными и региональными органами. Представляет себе эволюцию статуса высшего должностного лица субъекта РФ.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Конституционное право как отрасль права
  • Тема 2. Понятие, юридические свойства и сущность Конституции Российской Федерации
  • Тема 3. Основы конституционного строя России
  • Тема 4. Основополагающие права и свободы
  • Тема 5. Порядок правомерного ограничения основополагающих прав
  • Тема 6. Политические права граждан
  • Тема 7. Территория и федеративное устройство
  • Тема 8. Разграничение предметов ведения и полномочий
  • Тема 9. Органы государственной власти субъектов РФ
  • Тема 10. Президент и Правительство Российской Федерации
  • Тема 11. Основы парламентского права РФ
  • Тема 12. Судебная система Российской Федерации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен №1 (1 курс)
    Экзамен 1 проводится в конце первого курса по темам, изученным в первый год обучения. Экзамен проводится в письменной форме в дату, определённую расписанием сессии, как правило, одновременно во всех семинарских группах. На экзамене осуществляется проверка знаний, полученных студентами при изучении всего объема материала на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. Не допускается использование для проведения экзамена задач, ранее разбиравшихся в ходе семинарских занятий. На написание экзамена отводится 80 минут. В ходе выполнения экзаменационного задания студентам разрешается использовать нормативно-правовые акты, а также судебную практику. Экзаменационное задание состоит из 2 частей, предполагающих решение двух задач (кейсов) по темам, входящим в объем проверки согласно настоящему пункту. Как правило, одна задача составляется лектором исходя из объема пройденного на лекциях, а одна задача – семинаристом с учетом также объема пройденного на семинарах. Условия задания представляются в виде текста (описания фабулы дела). Фабула содержит достаточное для решения задачи описание правовой ситуации (правоотношения). В ходе выполнения задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, позволяющие дать правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний конституционного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок; 4) способность чётко и последовательно излагать решение; 5) корректный юридический язык и стиль изложения, ссылки на источники. Ответ на задачу должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, как правило, не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть пояснены автором. Преподаватель, организующий проверку экзаменационных работ, проводит показ работ не позднее 5 рабочих дней после проведения экзамена, если иное не предусмотрено локальными нормативными актами НИУ-ВШЭ.
  • неблокирующий Контрольная работа №1 (1 курс)
    Контрольная работа проводятся в форме решения задачи. Целью контрольной работы является проверка догматических и нормативных знаний студентов и умения их применять при ответе на конкретные вопросы теоретического и практического характера. Преподаватель, ведущий семинарские занятия, предлагает для решения задачи темы из числа пройденных на 1 году обучения. Контрольная работа, как правило, проводится одновременно во всех семинарских группах. Продолжительность контрольной работы составляет 40 минут. Пользоваться иными источниками, чем указанные семинаристом, при написании контрольной работы запрещается. Студент, отсутствовавший во время написания контрольной работы, либо не сдавший работу в срок, получает 0 баллов. Написание контрольной работы студентом вместе с другой группой, написание иного варианта работы, нежели предложенный студентуне допускаются. В случае списывания или иного нарушения студентом академических норм в ходе проведения контрольной работы, наличия у студента запрещённых преподавателем письменных источников или устройств (телефон, ноутбук и пр.) за контрольную работу по данной теме выставляется 0 баллов. В ином случае общая (суммарная) оценка за контрольную работу не может быть менее 1 балла. О дате проведения контрольной работы студентам сообщается не позднее, чем за 7 календарных дней. Непосредственно после проведения контрольной работы преподаватель сообщает студентам, какие ответы являются верными и обоснованными и почему. Проверка работ и объявление студентам оценок осуществляется в сроки, определённые локальными нормативными актами НИУ ВШЭ. Показ работ при необходимости производится в часы консультаций преподавателя, ведущего семинарские занятия.
  • неблокирующий Работа на семинарах (1 курс)
    Семинарская работа оценивается на основании качества и количества решенных студентом за соответствующее полугодие семинарских задач с учетом также его посещаемости семинарских занятий и ответов на иные (дополнительные) вопросы преподавателя. Максимальная оценка – 5 баллов. Работа студента оценивается семинаристом по шкале от 1 до 5 баллов с применением соответствующего коэффициента. Оценка 0 баллов выставляется только в случае, если студент не присутствовал ни на одном семинаре; в противном случае выставляется оценка 1 балл или выше.
  • неблокирующий Экзамен №2 (2 курс)
    Экзамен 2 проводится в конце 1 полугодия 2 курса по темам, изученным в первый и второй годы обучения. Экзамен проводится в письменной форме в дату, определённую расписанием сессии, как правило, одновременно во всех семинарских группах. На экзамене осуществляется проверка знаний, полученных студентами при изучении всего курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. Не допускается использование для проведения экзамена задач, ранее разбиравшихся в ходе семинарских занятий. На написание экзамена отводится 80 минут. В ходе выполнения экзаменационного задания студентам разрешается использовать нормативно-правовые акты, а также судебную практику. Экзаменационное задание состоит из 2-х частей, предполагающих решение двух задач (кейсов) по темам, входящим в объем проверки согласно настоящему пункту. Как правило, одна задача составляется лектором исходя из объема пройденного на лекциях, а одна задача – семинаристом с учетом также объема пройденного на семинарах. Условия задания представляются в виде текста (описания фабулы дела). Фабула содержит достаточное для решения задачи описание правовой ситуации (правоотношения). В ходе выполнения задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, позволяющие дать правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний конституционного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок; 4) способность чётко и последовательно излагать решение; 5) корректный юридический язык и стиль изложения, ссылки на источники. Ответ на задачу должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, как правило, не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть пояснены автором. Преподаватель, организующий проверку экзаменационных работ, проводит показ работ не позднее 5 рабочих дней после проведения экзамена, если иное не предусмотрено локальными нормативными актами НИУ-ВШЭ.
  • неблокирующий Контрольная работа №2 (2 курс)
    Контрольная работа проводится в форме решения задачи. Целью контрольной работы является проверка догматических и нормативных знаний студентов и умения их применять при ответе на конкретные вопросы теоретического и практического характера. Преподаватель, ведущий семинарские занятия, предлагает для решения задачи темы из числа пройденных на 2 году обучения. Контрольная работа, как правило, проводится одновременно во всех семинарских группах. Продолжительность контрольной работы составляет 40 минут. Пользоваться иными источниками, чем указанные семинаристом, при написании контрольной работы запрещается. Студент, отсутствовавший во время написания контрольной работы, либо не сдавший работу в срок, получает 0 баллов. Написание контрольной работы студентом вместе с другой группой, написание иного варианта работы, нежели предложенный студентуне допускаются. В случае списывания или иного нарушения студентом академических норм в ходе проведения контрольной работы, наличия у студента запрещённых преподавателем письменных источников или устройств (телефон, ноутбук и пр.) за контрольную работу по данной теме выставляется 0 баллов. В ином случае общая (суммарная) оценка за контрольную работу не может быть менее 1 балла. О дате проведения контрольной работы студентам сообщается не позднее, чем за 7 календарных дней. Непосредственно после проведения контрольной работы преподаватель сообщает студентам, какие ответы являются верными и обоснованными и почему. Проверка работ и объявление студентам оценок осуществляется в сроки, определённые локальными нормативными актами НИУ ВШЭ. Показ работ при необходимости производится в часы консультаций преподавателя, ведущего семинарские занятия.
  • неблокирующий Работа на семинарах (2 курс)
    Семинарская работа оценивается на основании качества и количества решенных студентом за соответствующее полугодие семинарских задач с учетом также его посещаемости семинарских занятий и ответов на иные (дополнительные) вопросы преподавателя. Максимальная оценка – 5 баллов. Работа студента оценивается семинаристом по шкале от 1 до 5 баллов с применением соответствующего коэффициента. Оценка 0 баллов выставляется только в случае, если студент не присутствовал ни на одном семинаре; в противном случае выставляется оценка 1 балл или выше.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    Оценка по предмету за 1 курс обучения складывается из следующих элементов: результатов письменной контрольной работы, письменного экзамена и работы на семинарах: Орез1 = 0,2 * Окр1 + 0,7 * Оэкз1 + 0,2 * Осем1, где Орез1 - оценка за первый курс (максимум –10 баллов); Окр1 – оценка за контрольную работу № 1 (максимум – 10 баллов); Оэкз1 – оценка за экзамен № 1 (максимум –10 баллов); Осем1 – оценка за работу на семинарах (максимум – 5 баллов). Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. Дисциплина продолжается в первом полугодии второго курса. На втором курсе предусмотрены контрольная работа № 2, экзамен № 2, а также оценка работы на семинарах. 1. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. 2. Продолжительность выполнения каждого элемента контроля, установленная настоящей программой, включает время написания элемента контроля и время его сдачи при написании в бумажном варианте, время его загрузки при выполнении в системе SmartLMS.
  • 2025/2026 2nd module
    Оценка по предмету за 2 год обучения складывается из следующих элементов: Одис = 0,1 * Окр2 + 0,6 * Оэкз2 + 0,2 * Осем2 + 0,2 * Орез1, где Одис – результирующая оценка за дисциплину (максимум – 10 баллов); Окр2 – оценка за контрольную работу № 2 (максимум – 10 баллов); Оэкз2 – оценка за экзамен № 2 (максимум – 10 баллов); Осем2 – оценка за семинарскую работу на 2 курсе (максимум – 5 баллов), Орез1 – оценка полученная студентом по итогам изучения дисциплины на 1 курсе (максимум – 10 баллов). Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля.Дисциплина начинается во втором полугодии 1 курса и продолжается в первом полугодии 2 курса. 1. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. 2. Продолжительность выполнения каждого элемента контроля, установленная настоящей программой, включает время написания элемента контроля и время его сдачи при написании в бумажном варианте, время его загрузки при выполнении в системе SmartLMS.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Конституционное право России - Нарутто С.В., Таева Н.Е., Шугрина Е.С. - РИОР - 2020 - https://znanium.com/catalog/product/1048518 - 329064 - ZNANIUM

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Варлен М.В. - Гражданство: Россия и СНГ. Учебно-практическое пособие - 978-5-392-12260-8 - Проспект - 2014 - http://ebs.prospekt.org/book/22549 - 22549 - PROSPECT

Авторы

  • Волкова Юлия Михайловна