Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
12
Апрель

Введение в регулирование государственно-частного партнерства

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к вариативной (профильной) части профессионального цикла подготовки студентов по направлению «Юриспруденция» 40.03.01. «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам: «Теория государства и права», «Конституционное право», «Гражданское право. Общая часть». Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы. В рамках программы осуществляется изучение как правовых основ реализации проектов ГЧП, так и рассмотрение всего жизненного цикла проекта ГЧП. Подлежат изучению роли основных участников проекта, в том числе лиц, предоставляющих заемное финансирование для реализации проекта. Подробно рассматривается порядок финансового участия публично-правового образования с учетом ограничений, предусмотренных бюджетным законодательством. Программа ориентирована на получение комплексного представления о правовом механизме ГЧП, а также последних тенденциях законодательной и правоприменительной практики в сфере ГЧП. В результате изучения дисциплины студенты должны: 1) знать: - основы правового регулирования общественных отношений в сфере государственно-частного партнерства, цели и задачи государственно-частного партнерства; - основные понятия института государственно-частного партнерства, формы государственно-частного партнерства, субъекты и объекты государственно-частного партнерства; - тенденции правового регулирования, особенности правоприменительной практики в сфере государственно-частного партнерства, основные правовые проблемы, возникающие при реализации проектов государственно-частного партнерства. 2) уметь: - логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по правовым вопросам в сфере государственно-частного партнерства; - применять на практике полученные знания, уметь различать общественные отношения в сфере государственно-частного партнерства от схожих правовых институтов; - давать объективную оценку деятельности законодательных, судебных и иных правотворческих и правоприменительных органов. 3) иметь навыки: - самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой; - анализа практики судебных споров в сфере государственно-частного партнерства, оценки правовых последствий решений, принятых судами; - оценки правовых рисков при заключении, исполнении, изменении и прекращении концессионного соглашения и (или) соглашения о государственно-частном партнерстве; - составления различных правовых документов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение студентами знаний о правовом регулировании государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) в России, как одной из форм осуществления инвестиционной деятельности с участием публично-правовых образований и привлечения внебюджетных инвестиций в создание социально-значимой инфраструктуры
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и понимает основные подходы к правовой природе концессионного соглашения/соглашения о ГЧП, а также преимущества и недостатки соответствующего подхода.
  • Знает и понимает порядок и способы заключения соглашений в сфере ГЧП, а также владеет основной проблематикой правоприменительной практики.
  • Знает основные риски, возникающие при реализации проектов ГЧП, а также возможные способы их минимизации. Имеет представление об институте особых обстоятельств.
  • Знает порядок изменения и прекращения соглашения, а также основные правовые проблемы правоприменительной практики.
  • Знает формы и способы финансового участия публично-правового образования в проектах ГЧП, а также особенности такого участия в контексте бюджетного законодательства.
  • Ориентируется в основных законодательных актах, регулирующих отношения в сфере государственно-частного партнерства.
  • Ориентируется в правовых формах предоставления финансирования для целей реализации проектов ГЧП. Знает основные условия Прямого соглашения.
  • Ориентируется в существенных условиях концессионного соглашения/соглашения о ГЧП
  • Понимает, что такое государственно-частное партнерство, цели и задачи. Отличает ГЧП от схожих правовых институтов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятие государственно-частного партнерства. Введение в ГЧП как инструмента привлечения внебюджетных инвестиций
  • Тема 2. Система правового регулирования государственно-частного партнерства в России
  • Тема 3. Порядок реализации проекта ГЧП и его жизненный цикл (заключение и исполнение соглашения)
  • Тема 4. Правовая природа концессионного соглашения/соглашения о ГЧП
  • Тема 5. Элементы и существенные условия концессионного соглашения/соглашения о ГЧП
  • Тема 6. Порядок изменения и прекращения соглашения. Последствия прекращения соглашения
  • Тема 7. Риски при реализации проектов ГЧП и правовые способы их минимизации. Особые обстоятельства.
  • Тема 8. Финансовое участие публично-правового образования в проектах ГЧП
  • Тема 9. Финансирование проектов ГЧП. Прямое соглашение с финансирующей организацией
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Участие в дискуссиях, разбор судебной практики
  • неблокирующий Эссе
    Эссе выполняется в письменной форме. Целью данной формы контроля является выявление и развитие способности студента проводить самостоятельный научно-практический юридический анализ, умения оценивать перспективы реализации возможных правовых позиций при возникновении спора между сторонами, а также формировать и аргументировать собственную позицию. Эссе представляет собой анализ одного или нескольких актуальных судебных решений (дата принятия анализируемого судебного решения в период не должна быть ранее 2024 – 2025 г. ) по выбранной студентом самостоятельно теме исследования из числа тем программы. При необходимости тема может быть выбрана по согласованию с преподавателем. С точки зрения содержания Эссе должно представлять собой авторский юридический текст, содержащий аргументированные выводы студента, сделанные в результате толкования конкретных правовых норм с учетом современной судебной практики и позиций участников рынка ГЧП. Эссе должно включать в себя следующие основные разделы: - Описание темы исследования и ее актуальности - Описание фабулы дела или систематизация проанализированных судебных актов - Описание основных выводов, к которым пришел суд или описания наличия (отсутствия) сформированной позиции судов - Анализ выводов суда и способы решения выявленных проблем - Список источников В результате анализа студентом должны быть сделаны выводы о существующих в правоприменительной практике тенденциях; о возможном наличии неоднородности практики и о причинах этого; о несоответствии практики нормативному регулированию. По результатам проведенного анализа студент должен предложить аргументированные способы решения выявленных проблем. При проведении анализа правоприменительных актов студент должен продемонстрировать навыки работы с документами, способности выявлять и анализировать правоприменительные проблемы с использованием различных теоретических конструкций. При подготовке студентом рекомендаций, основанных на проведенном исследовании, им должны быть продемонстрированы способности системного мышления – автор должен продемонстрировать понимание того, как его предложения скажутся на правоприменительной практике и законотворческой деятельности. Объем Эссе должен составлять до 5 страниц (шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал полуторный). Срок сдачи работ определяется преподавателем и доводится до сведения студентов непосредственно на занятии. Эссе подлежит оформлению в соответствии с Методическими рекомендациями для студентов при выполнении письменных работ.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме с использованием платформы LMS. Во время проведения экзамена студентам разрешается пользоваться базами данных, конспектами и иными источниками. Продолжительность экзамена – 90 минут. Его целью является проверка знаний, полученных студентами при изучении курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. Экзаменационное задание состоит из 1 задания (задачи), предполагающее развернутый ответ на практическую проблему, связанную с несовершенством действующего законодательства и (или) правоприменительной практики. В ходе ответа студенту необходимо продемонстрировать знание и понимание вопросов по темам дисциплины, а также умение формировать и аргументировать позицию в отношении дискуссионных вопросов правоприменительной практики в сфере государственно-частного партнерства. Ответ должен быть представлен в виде грамотно изложенного, аргументированного, лаконичного и связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    Результирующая оценка за дисциплину представляет собой сумму баллов, полученных по итогам текущего контроля в течение всего периода изучения дисциплины и на экзамене, с умножением на соответствующие коэффициенты. Оценка выставляется по следующей формуле: РО = Осз + 0,2 * Оэссе + 0,7 *Оэкзамен, где РО – результирующая оценка по дисциплине (максимум – 10 баллов), Осз – оценка за работу на семинарских занятиях (максимум – 1 балл); Оэссе – оценка за Эссе (максимум – 10 баллов); Оэкзамен – оценка за экзамен (максимум – 10 баллов). Изучение дисциплины «Государственно-частное партнерство в России» включает следующие формы занятий: лекции, семинары, самостоятельная работа, эссе, экзамен. При реализации данной учебной дисциплины используются разбор практических кейсов, актуальной судебной практики и проектов, в рамках заявленных тем программы проводится дискуссия по теоретическим и практическим вопросам. Лекционный курс является авторским и требует посещения студентом аудиторных лекционных занятий. Изучение дисциплины требует самостоятельной работы по планируемой теме занятия, предполагающей самостоятельное освоение студентом основных вопросов по теме занятия по заданию преподавателя без его непосредственного участия. Целью занятия является систематизация изученного материала, а также углубление знаний студентов по определенным темам, обсуждение актуальных практических проблем, в том числе разбор судебной практики. Задания для семинарских занятий сообщаются студентам в аудитории непосредственно на семинарских занятиях или размещаются в LMS. Блокирующие элементы не предусмотрены. Окончательная оценка по дисциплине вносится в приложении к документу об образовании и о квалификации. Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. 1. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. 2. Продолжительность выполнения каждого элемента контроля, установленная настоящей программой, включает время написания элемента контроля и время его сдачи при написании в бумажном варианте, время его загрузки при выполнении в системе SmartLMS.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Публично-частное партнерство в России и зарубежных странах: правовые аспекты : учебное пособие / под редакцией В. Ф. Попондопуло, Н. А. Шевелёвой. — Москва : Infotropic Media, 2015. — 528 с. — ISBN 978-5-9998-0198-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/62435 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Публично-правовые образования в частном праве: Постатейный комментарий главы 5 Гражданского кодекса Российской Федерации : учебное пособие / под редакцией П. В. Крашенинникова. — Москва : СТАТУТ, 2010. — 208 с. — ISBN 978-5-8354-0635-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61684 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Волкова Юлия Михайловна