• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Третейское разбирательство

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 4 модуль

Преподаватель


Еремин Виктор Валерьевич

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина направлена на формирование у студентов целостной картины по правовому регулированию третейского разбирательства в Российской Федерации: законодательстве, практике его применения и научных взглядах. Получение студентами знаний об арбитраже должно способствовать развитию умений с по применению законодательства о третейском разбирательстве (арбитраже) к конкретным практическим ситуациям на примере судебных и арбитражных актов, навыки в части разграничения и возможности передачи спора в третейский суд, аргументации в процессе принятия решения и квалицированному толкованию правовых актов в их взаимосвязи. Дисциплина отображает современные сложившиеся тенденции в арбитражной практике и научной доктрине. В результате изучения дисциплины студенты должны: 1) знать:  состав, структуру и тенденции развития правового регулирования третейского разбирательства (арбитража) и международного коммерческого арбитража, в том числе, международно-правовые акты (наднациональное регулирование);  цели, задачи и направления реформирования правового регулирования арбитража (третейского разбирательства) на современном этапе и в ретроспективно;  закономерности и парадоксы юридической практики (практики арбитражей, судебной практики, практики органов государственной власти, в частности, Федеральной антимонопольной службы России);  основные доктринальные воззрения по спорным вопросам регулирования третейского разбирательства (арбитража). 2) уметь:  применять нормы, регулирующие арбитраж (третейское разбирательство) во взаимосвязи с правоприменительной практикой;  грамотно толковать нормативно-правовые акты и спорные ситуации, связанные с арбитражем (третейским разбирательством);  анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики, в частности, по вопросам арбитрабельности споров, компетенции арбитража, отмене и исполнению арбитражного решения;  квалифицированного анализировать правила постоянно действующих арбитражных учреждений и используемых ими арбитражных актов. 3) иметь навыки:  самостоятельной работы с источниками арбитража (третейского разбирательства), в частности, с судебными решениями, решениями арбитражей, практикой органов государственной власти, правилами постоянно действующих арбитражных учреждений, специальной юридической литературы;  участия в обсуждении (дискуссии) по вопросам арбитража;  подготовки аналитических документов по вопросам допустимости передачи споров в арбитраж (наличие у арбитража соответствующей компетенции) и иным вопросам;  консультирования по вопросам, связанным с арбитражем (третейского разбирательством).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у студентов целостную картину регулирования арбитража (третейского разбирательства), правоприменительной практики в данной области и доктринальных воззрений;
  • приобрести навыки работы с арбитражными актами (постановлениями, решениями), судебными решениями по вопросам арбитража и правилами постоянно действующих арбитражных учреждений;
  • изучить особенности концепции арбитражей, арбитрабельности споров, отмены и исполнения арбитражных решений;
  • выработать у студентов навыки по формированию стратегии защиты участников арбитража, взаимодействия с арбитром и арбитражным учреждением.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает сущность арбитража и его отличие от отправления правосудия, место и роль в системе разрешения споров; Ориентируется в доктринальных воззрениях по вопросам арбитража; Владеет основными положениями теорий происхождения и регулирования арбитража;
  • Знает принципы арбитража (третейского разбирательства); Ориентируется в доктринальных воззрениях по вопросам арбитража;
  • Знает основные положения Закона об арбитраже, Закона о международном коммерческом арбитраже, Нью-Йорской конвенции 1958 г.; Ориентируется в основных доктринальных воззрениях по данному вопросу;
  • Знает особенности заключения арбитражного соглашения, признания его недействительном, оспаривания его содержания и подхода к арбитражному соглашению как к сделке; Ориентируется в проблемах, существующих при включении арбитражной оговорки в договор с наличествующим в нем публичном элементом; Знает существующую судебную практику по данным вопросам;
  • Знает основания неарбитрабельности споров, отсутствия компетенции арбитража на рассмотрение спора и противоречия решения арбитража публичному порядку; Ориентируется в проблемах, существующих при включении арбитражной оговорки в договор с наличествующим в нем публичном элементом; Знает существующую судебную практику по данным вопросам;
  • Ориентируется в существующих особенностях обращения в постоянно действующие арбитражные учреждения; Ориентируется в особенностях арбитражных регламентов и работы с ними.
  • Понимает статус и функции и полномочия арбитра, основания для его отвода (основы беспристрастности арбитра).
  • Понимает состав участников арбитража, в том числе, особенности привлечения эксперта и вступления в арбитраж, оспаривание арбитражного решения прокурором; Знает существующую судебную практику по данным вопросам;
  • Знает и понимает основные процессуальные акты, используемые в арбитраже; Понимает особенности оспаривания арбитражных актов (актов предварительного характера, арбитражного решения и иных); Знает существующую судебную практику по данным вопросам.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Правовая природа арбитража (третейского разбирательства)
  • Тема 2. Принципы арбитража (третейского разбирательства)
  • Тема 3. Источники арбитража (третейского разбирательства)
  • Тема 4. Арбитражное соглашение и компетенция арбитража
  • Тема 5. Арбитрабельность споров
  • Тема 6. Правовой статус постоянно действующих арбитражных учреждений (ПДАУ) и арбитражей ad hoc
  • Тема 7. Арбитр (третейский судья) и его правовое положение
  • Тема 8. Участники арбитража (третейского разбирательства)
  • Тема 9. Арбитражное разбирательство,арбитражные акты и их оспаривание
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме посредством решения одной задачи. Решение задачи включает в себя формулирование правовой позиции по поставленной проблеме, а также ответ на предложенные вопросы. Ответ должен содержать логически последовательные рассуждения со ссылкой на проанализированные положения нормативно-правовых актов и судебную практику. В процессе решения задачи разрешается пользоваться конспектами, нормативно-правовыми актами, судебной практикой, использование посторонних технических устройств не допускается. На решение задачи отводится 90 минут. Максимальный балл за работу – 5 (полученный результат умножается на два и округляется арифметически до целого числа)
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа проводится в письменной форме посредством решения одной задачи. Решение задачи включает в себя формулирование правовой позиции по поставленной проблеме, а также ответ на предложенные вопросы. Ответ должен содержать логически последовательные рассуждения со ссылкой на проанализированные положения нормативно-правовых актов и судебную практику. В процессе решения задачи разрешается пользоваться конспектами, нормативно-правовыми актами, судебной практикой, использование посторонних технических устройств не допускается. На решение задачи отводится 90 минут. Максимальный балл за работу – 5 (полученный результат умножается на два и округляется арифметически до целого числа)
  • неблокирующий Работа на семинарах
    За активную работу на семинарских занятиях (решение задач, участие в дискуссиях, положительно отмеченные преподавателем на 70 % семинарских занятий), демонстрирующую подготовку к занятию, студент может получить до 5 баллов за все предшествовавшие экзамену семинарские занятия в совокупности. Полученный результат умножается на два. Полученный студентом балл объявляется ему на последнем семинарском занятии и учитывается при выставлении результирующей оценки по дисциплине.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 4th module
    Результирующая оценка по предмету складывается из 3 элементов: работы на семинарских занятиях, результата контрольной работы и результата письменного экзамена по формуле: Орез = 0.2 * Осем + 0.2 * Окр + 0.6 * Оэкз, где Орез – результирующая оценка (максимум – 10 баллов), Осем – баллы, полученные за семинары (максимум 10 баллов), Окр – баллы, полученные за контрольную работу (максимум 10 баллов), Оэкз – баллы, полученные за экзамен (максимум 10 баллов)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Идея арбитража, Полссон, Я., 2021
  • Признание и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений в России и странах бывшего СССР, , 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Международный арбитраж: право и практика, Борн, Г. Б., 2020