• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методология судебного толкования

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Lex est, quod notāmus. Курс предназначен для формирования комплексного знания о толковании права на основе изучения различных теоретических подходов к юридической интерпретации и аргументации в сочетании с тренировкой практических навыков юридической аргументации и интерпретации. Особое внимание в курсе уделяется судебному толкованию в связи с его значимостью в правовой системе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • изучить теорию толкования права и юридической аргументации;
  • усовершенствовать навыки юридической интерпретации и аргументации;
  • сформировать понимание сущности и содержания судебного решения, осознание значимости профессии судьи и её роли в современном обществе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимание основных концептуальных моделей, владение основными понятиями по теме.
  • Способность выявлять научную сущность проблем в профессиональной области.
  • Способность работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода).
  • Способность искать, анализировать и обрабатывать юридически значимую информацию посредством использования формально-юридического, сравнительно-правового и иных специальных методов познания.
  • Способность работать со специализированными правовыми системами (базами данных) для целей профессиональной юридической деятельности. Способность проводить аналитические исследования в области права.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Понятие толкования права.
  • 2. История подходов к толкованию права.
  • 3. Актуальные проблемы теории толкования права.
  • 4. Отдельные аспекты техники толкования.
  • 5. Судебное толкование, судебная аргументация, судебное решение.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание состоит из письменной работы и устного выступления. Задание состоит в составлении проекта судебного акта на основе задания, предоставленного преподавателем, и представлении результата в форме устного доклада с презентацией и ответами на вопросы. Требования к форме и содержанию обеих частей формулируются преподавателем на лекциях и семинарских занятиях. Письменная часть и подготовка к устному выступлению выполняются студентом самостоятельно в свободное от занятий время. Устная часть подлежит представлению на специально отведенных семинарах.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Оценка за работу на семинарских занятиях учитывает посещение семинарских занятий в соответствии с правилами, установленными локальными нормативными актами НИУ ВШЭ; представление результатов самостоятельной подготовки к занятиям в соответствии с предложенными заданиями; выполнение заданий, предложенных преподавателем непосредственно на семинарах; участие в дискуссии, содержательные вопросы и комментарии, которые показывают предварительную подготовку, навыки критического мышления, навыки публичного выступления. Отработка пропущенных семинарских занятий, а также заочное представление результатов самостоятельной подготовки не предусматривается.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме теста по темам курса на платформе SMART LMS. Тест состоит из 20 вопросов закрытого типа, частично правильные ответы не предусмотрены. Правильный ответ на вопрос оценивается в 1 балл, неправильный – 0 баллов. Баллы суммируются. Максимальное количество баллов – 20. При выставлении результирующих оценок за экзамен по 10-балльной шкале применяется коэффициент 0,5. Если за каждый вопрос получено 0 баллов, и при этом отсутствуют предусмотренные локальными правовыми актами НИУ ВШЭ основания для выставления 0 баллов за экзамен в целом, за экзамен в целом выставляется 1 балл. На тест отводится 30 минут. Разрешается использовать конспекты лекций.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    Орез = 0.4 * Одз + 0.3 * Осем + 0.7 * Оэкз, где Орез - результирующая оценка за курс (макс. 10 баллов), Одз - оценка за домашнее задание (макс. 6 баллов), Осем - оценка за работу на семинарах (макс. 2 балла), Оэкз - оценка, полученная за экзамен (макс. 10 баллов).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как написать судебное решение, Кудрявцева Е.В., Прокудина Л.А., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Борьба за признание судебного правотворчества в европейском и американском праве, Карапетов, А. Г., 2011