• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Уголовное право (Особенная часть)

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина относится к обязательной части профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 40.03.01. «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам «Теория государства и права», «Конституционное право», «Судебная власть и правоохранительные органы», «Административное право», «Гражданское право (Общая часть)». Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки. Уголовное право (Особенная часть)» – одна из основных юридических дисциплин. Важным аспектом преподавания и изучения курса уголовного права является активное развитие межпредметных связей с общетеоретическими и другими юридическими дисциплинами – уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, административным, гражданским правом, криминологией, криминалистикой и др. В результате изучения дисциплины студенты должны: 1) знать: – понятие, место и роль уголовного права в российской правовой системе; – основные положения и структуру Особенной части уголовного права; – сущность и содержание основных понятий, групп и видов составов преступлений, предусмотренных Особенной частью уголовного права; 2) уметь: – оперировать уголовно-правовыми понятиями и категориями; – анализировать, толковать и правильно применять нормы Особенной части уголовного права; – анализировать фактические обстоятельства и возникающие в связи с ними уголовно-правовые отношения; – принимать решения в точном соответствии с уголовным законодательством; – давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам Особенной части уголовного права; 3) иметь навыки: – работы с уголовным законодательством и нормативными актами смежных отраслей права; – анализа уголовно-правовых явлений, уголовно-правовых норм и уголовно-правовых отношений; – анализа практики применения уголовно-правовых норм; – навыками разрешения уголовно-правовых проблем и коллизий; – навыками реализации норм Особенной части уголовного права, применения общих и специальных правил квалификации преступлений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • уяснение социально-политического смысла и юридического содержания Особенной части уголовного закона
  • уяснение практики применения Особенной части уголовного закона, взаимосвязи составляющих ее норм и институтов
  • овладение навыками применения Особенной части уголовного законодательства, в том числе квалификации преступлений
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает общую характеристику систем уголовного права зарубежных стран, основные черты уголовного права стран с романо-германской (континентальной) системой права, стран с англосаксонской (общей) системой права, стран с мусульманской системой права
  • Понимает систему оснований уголовной ответственности за преступления в сфере компьютерной информации, умеет правильно квалифицировать преступления в сфере компьютерной информации
  • Понимает систему оснований уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности, умеет правильно квалифицировать преступления в сфере экономической деятельности
  • Понимает систему оснований уголовной ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, умеет правильно квалифицировать преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
  • Понимает систему оснований уголовной ответственности за преступления против военной службы, умеет правильно квалифицировать преступления против военной службы
  • Понимает систему оснований уголовной ответственности за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, умеет правильно квалифицировать преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях
  • Понимает систему оснований уголовной ответственности за преступления против жизни и здоровья, умеет правильно квалифицировать преступления против жизни и здоровья
  • Понимает систему оснований уголовной ответственности за преступления против здоровья населения и общественной нравственности, умеет правильно квалифицировать преступления против здоровья населения и общественной нравственности
  • Понимает систему оснований уголовной ответственности за преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина, умеет правильно квалифицировать преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
  • Понимает систему оснований уголовной ответственности за преступления против общественной безопасности, умеет правильно квалифицировать преступления против общественной безопасности
  • Понимает систему оснований уголовной ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, умеет правильно квалифицировать преступления против основ конституционного строя и безопасности государства
  • Понимает систему оснований уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, умеет правильно квалифицировать преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности
  • Понимает систему оснований уголовной ответственности за преступления против порядка управления, умеет правильно квалифицировать преступления против порядка управления
  • Понимает систему оснований уголовной ответственности за преступления против правосудия, умеет правильно квалифицировать преступления против правосудия
  • Понимает систему оснований уголовной ответственности за преступления против свободы, чести и достоинства личности, умеет правильно квалифицировать преступления против свободы, чести и достоинства личности
  • Понимает систему оснований уголовной ответственности за преступления против семьи и несовершеннолетних, умеет правильно квалифицировать преступления против семьи и несовершеннолетних
  • Понимает систему оснований уголовной ответственности за преступления против собственности, умеет правильно квалифицировать преступления против собственности
  • Понимает систему оснований уголовной ответственности за экологические преступления, умеет правильно квалифицировать экологические преступления
  • Понимает систему Особенной части уголовного права и знает понятие квалификации преступлений, ее значение. Знает процесс (этапы) квалификации преступления и основания для ее изменения. Знает понятие конкуренции уголовно-правовых норм, ее виды, влияние конкуренции уголовно-правовых норм на квалификацию преступлений.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятие Особенной части уголовного права, ее система и значение. Теоретические основы квалификации преступлений
  • Тема 2. Преступления против жизни и здоровья
  • Тема 3. Преступления против свободы, чести и достоинства личности
  • Тема 4. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности
  • Тема 5. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
  • Тема 6. Преступления против семьи и несовершеннолетних
  • Тема 7. Преступления против собственности
  • Тема 8. Преступления в сфере экономической деятельности
  • Тема 9. Преступления против общественной безопасности
  • Тема 10. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности
  • Тема 11. Экологические преступления
  • Тема 12. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
  • Тема 13. Преступления в сфере компьютерной информации
  • Тема 14. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства
  • Тема 15. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях
  • Тема 16. Преступления против правосудия
  • Тема 17. Преступления против порядка управления
  • Тема 18. Преступления против военной службы
  • Тема 19. Общая характеристика уголовного права зарубежных стран
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа выполняется в письменной форме во второй половине 4 модуля. Проверка контрольной работы осуществляется преподавателем, ведущим семинарские занятия. Цель написания контрольной работы состоит в проверке навыков студентов по логичному и аргументированному решению задачи по программе дисциплины. Проведение контрольной работы включает в себя письменное решение каждым студентом одной задачи по одной или нескольким темам. Тематика задания определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и изученного материала и сообщается предварительно студентам не позднее, чем за 5 рабочих дней до проведения контрольной работы. Студентам также сообщается перечень нормативных актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения контрольной работы. По усмотрению преподавателя контрольная работа может проводиться без права использования текстов нормативных актов. При написании контрольной работы не разрешается пользоваться учебной или научной литературой, конспектами и другими вспомогательными средствами, в том числе электронными. Каждый студент должен самостоятельно в течение 40 минут изложить в письменном виде решение задачи, аргументировав свой ответ. При оценивании работы основное внимание уделяется: во-первых, правильному и полному решению задач, во-вторых, полноте и логической выверенности аргументации, в- третьих, наличию / отсутствию фактических ошибок.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Перед проведением семинара студенты самостоятельно готовят решение задач, предложенных им преподавателем дисциплины, проводящим семинарские занятия, по теме, обозначенной в программе. На семинаре преподаватель опрашивает студентов на предмет готовности к решению задач и предоставляет возможность высказаться тому студенту, который первый изъявил такое желание. При этом другие студенты в порядке очередности вправе дополнить услышанный ответ или не согласиться с ним и предложить собственное решение, обосновав его. Преподаватель, ведущий семинарское занятие, оценивает ответы студентов задачи и сообщает студентам правильное решение. В случае, если в ходе решения задачи возникает научная дискуссия по теме семинара, связанная с описываемой в задаче правовой проблемой, преподаватель предлагает всем желающим студентам высказаться и оценивает активность участия каждого студента в обсуждении проблемы, обоснованность и оригинальность его суждений. Тема для дискуссии может быть предложена преподавателем и не в связи с решением задачи, но по теме семинара. При участии в работе на семинаре студенты должны продемонстрировать знание законодательства, навыки его применения к конкретной ситуации, описанной в задаче, владение специальной терминологией, умение четко, последовательно и логически непротиворечиво излагать свои мысли. По итогам семинара преподаватель выставляет оценки, характеризующие степень активности работы каждого из студентов, правильность решения задач, участие в дискуссии. Оценки заносятся в рабочую ведомость преподавателя.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме по темам, входящим в данную программу учебной дисциплины, в конце 4 модуля в дату, определённую расписанием сессии. На экзамене осуществляется проверка знаний, полученных студентами при изучении всего курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. Преподаватель, проводящий экзамен, сообщает студентам перечень нормативных актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения задания. По усмотрению преподавателя экзамен может проводиться без права использования текстов нормативных актов. С учетом этого определяется сложность и содержание заданий на экзамене. При написании экзамена не разрешается пользоваться учебной или научной литературой, конспектами и другими вспомогательными средствами, в том числе электронными. Конкретная тематика заданий определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и предварительно студентам не сообщается. Каждый студент должен самостоятельно в течение 80 минут изложить в письменном виде решение двух заданий. Первое задание экзамена включает в себя решение тестов по четырем казусам по проблематике Особенной части уголовного права России. К каждому казусу предлагается не менее 4 вариантов ответа, из которых студент должен выбрать один верный. За каждый верный ответ студенту начисляется 1 балл, т.е. в сумме за эту часть экзамена можно получить 4 балла из 10 баллов оценки за экзамен. В ходе выполнения этой части задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний уголовного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок. Вторая часть экзамена состоит из одного задания по проблематике Особенной части уголовного права России в форме решения задачи (казуса), коллизии или анализа законодательной новеллы/проекта нормативно-правового акта. Условия задания могут быть представлены в виде текста, иллюстрации, либо иллюстрированного текста. В ходе выполнения этой части задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний уголовного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок; 4) способность чётко и последовательно излагать решение; 5) корректный юридический язык и стиль изложения. Решение задачи оценивается по десятибалльной шкале. При оценивании работы основное внимание уделяется, во-первых, правильному и полному решению задачи, во-вторых, полноте и логической выверенности аргументации, в-третьих, на наличие/отсутствие фактических ошибок. Логическая ошибка – нарушение законов формальной логики при рассуждении, в частности: предвосхищение основания, отрицание антецедента («Если лицо достигло возраста уголовной ответственности, оно подлежит такой ответственности. Лицо не привлечено к ответственности. Следовательно, оно не достигло установленного возраста»), подтверждение консеквента («Когда имеет место крайняя необходимость, допускается причинение вреда третьим лицам. Вред причинен третьему лицу. Следовательно, имела место крайняя необходимость»), обобщение на основании неполной информации, подмена тезиса, доказательство через то же самое; отождествление хронологической связи с причинно-следственной; фактическая ошибка – утверждение, противоречащее описанию фактических обстоятельств в тексте задачи; Юридическая ошибка – утверждение, противоречащее содержанию нормы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    Орез = 0.1 * Оса + 0.2 * Окр + 0.7 * Оэкз, где Орез – результирующая оценка; Оса – общая оценка за проверочную работу на семинарском занятии оценка за решение задач и участие в дискуссии на семинарах (максимум 10 баллов); Окр – оценка за контрольную работу в виде задачи (максимум 10 баллов); Оэкз – оценка за экзамен (максимум 10 баллов). Результирующая оценка по дисциплине является окончательной оценкой по дисциплине и отображается в приложении к документу об образовании и о квалификации. Если полученный результат составляет дробное число, то он округляется по правилам арифметики (от 0,1 до 0,4 - к меньшему, от 0,5 до 0,9 - к большему). Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Уголовное право России. Особенная часть в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / О. С. Капинус [и др.] ; под редакцией О. С. Капинус. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 556 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09778-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470746 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Уголовное право. Особенная часть. Практикум : учебное пособие для вузов / И. Я. Козаченко [и др.] ; ответственный редактор И. Я. Козаченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 263 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05395-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468858 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бодаевский, В. П., Уголовное право зарубежных государств : учебник / В. П. Бодаевский, А. В. Кисин, А. В. Саливанов, ; под ред. А. А. Арямова. — Москва : КноРус, 2021. — 327 с. — ISBN 978-5-406-02322-8. — URL: https://book.ru/book/936234 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Боровиков, В. Б.  Уголовное право. Особенная часть : учебник для вузов / В. Б. Боровиков, А. А. Смердов ; под редакцией В. Б. Боровикова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 473 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14316-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/487734 (дата обращения: 28.08.2023).