• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История государства и права зарубежных стран

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс формирует у студентов базовые знания о формировании и эволюции государственных и правовых институтов в истории различных государств мира, общих тенденциях и специфике в их развитии, многообразии форм государственности и права, видов источников права. В ходе преподавания курса будут изучены основные типы и формы государственности стран Запада и Востока, особенности развития основных отраслей права. Студент в результате изучения дисциплины приобретет навыки работы с правовыми текстами (юридическими памятниками), сравнительно-правового исследования, основ анализа и классификации юридических фактов. Полученные знания в дальнейшем могут быть использованы при освоении истории государств и права России, римского частного права, а также основных отраслевых юридических дисциплин.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получение базовых знаний по истории отраслевых юридических дисциплин
  • изучение эволюции правовых институтов и явлений, общего и особенного в их развитии
  • получение базовых знаний о многообразии правовых систем, источников права
  • приобретение первичных навыков работы с источниками права, сравнительно-правового анализа источников и проведения исследовательской работы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделяет особенности правового статуса различных социальных групп (особое внимание уделяя кастам и варнам в Индии). Знает основные принципы регулирования имущественных и в особенности земельных правоотношений на Древнем Востоке, основания возникновения права собственности и других имущественных прав.
  • Выделяет специфические черты регулирования гражданских и уголовных правоотношений в мусульманских странах, условность многих традиционных правовых категорий в исламе.Имеет общие представления о специфике политического развития тюрко-монгольских государств, кочевой государственности и «степных империй». Понимает особенности правового регулирования отношений в кочевых обществах Евразии.
  • Знает закономерности государственного и правового развития тюрко-монгольских государств под влиянием принятой религии (ислам, буддизм) и соседних государств (мир ислама, Китай). Выделяет особые черты статуса различных групп населения в кочевых обществах. Понимает специфику регулирования в них имущественных и семейно-правовых отношений.
  • Знает основные источники американского права, может проследить влияние на формирование их системы как английской, так и европейской континентальной правовой традиции. Имеет представление об особенностях развития США в период «Нового курса», его причинах, источниках, роли и значении для различных государств в разные периоды времени. Понимает соотношение роли публичного и частного права в регулировании экономических отношений в США.
  • Знает основные источники британской «конституции» и понимает условность применения этого термина. Имеет общее представление об особенностях развития и применения источников английского права, специфике регулирования публично-правовых и частноправовых отношений. Имеет представление о британской колониальной системе, типах колоний и зависимых территорий, эволюции их статуса от империи к содружеству.
  • Знает основные источники немецкого права в период империи (в особенности – Германское гражданское уложение), радикальные изменение в правовой системе в период нацизма, степень влияния на правовое развитие послевоенной Германии других государств. Имеет представление о специфике «социального государства» в ФРГ, основных принципах выстраивания отношений власти с бизнесом, обществом и конкретными гражданами.
  • Знает основные периоды развития мусульманской государственности, ее принципиальные отличия от других типов. Умеет соотносить значение духовных и светских правителей в мусульманских странах. Имеет представление об организации системы власти и управления в мусульманском мире. Имеет базовые представления о системе мусульманского права, его основных источниках, их соотношении в рамках различных правовых школ (мазхабов).
  • Знает основные принципы регулирования имущественных, трудовых, семейных, наследственных правоотношений в Германии. Имеет представление об особенностях германского федерализма, степени автономности земель в различные периоды. Знает систему и принципы организации и деятельности судебной системы ФРГ.
  • Знает основные черты восточной деспотии и особенности древневосточного типа права, его источниках (особенно – Законы Хаммурапи и Законы Ману). Имеет представление о периодизации государственности Древнего Египта, Месопотамии, Индии Китая, системе органов власти и управления.
  • Знает основные этапы развития английской государственности в эпоху Нового времени, роль и значение английского парламентаризма в истории европейской государственности. Имеет представление об основах организации системы власти и управления в Британии на разных уровнях – от имперского до муниципального, знает основные этапы развития британского избирательного права, изменений статуса и соотношения значения палат парламента.
  • Знает основные этапы развития государственности Древней Греции (Афины и Спарта) и Древнего Рима, эволюцию их форм правления, черты афинской демократии классического периода. Имеет представления об основных реформах государственного устройства в Античном мире, системе магистратов. Знает особенности организации суда в античном мире, специфику деятельности магистратов как судей (в особенности – суд претора) и суда с участием судебных заседателей (гелиэя), ориентируется в основных типах процесса.
  • Знает основные этапы развития государственности США, источники их государственного права. Понимает причины и последствия двух гражданских войн. Имеет представление о феномене американской конституции, системе поправок. Знает особенности системы сдержек и противовесов в организации системы власти в США, имеет представление о партийной борьбе в процессе формирования органов власти. Имеет представление о судебной системе США, роли Верховного суда, федеральных и региональных судебных структур.
  • Знает основные этапы развития японской государственности, причины самобытности ее государственного развития и основные направления иностранного влияния в сфере власти, управления и правового регулирования. Имеет представления о специфике социального устройства Японии, основных категориях населения, особенностях статуса самурайского сословия. Знает основные источники японского права периода Средневековья и Нового времени.
  • Знает основные этапы эволюции французской государственности в период Нового времени. Понимает причины Французской революции, ее роль и значение во всеобщей истории государства. Имеет представление о развитии французской государственности на основе революционных конституций. Знает основные направления государственной и правовой деятельности Наполеона Бонапарта, ее последствия для последующей истории государства и права Франции и других европейских государств.
  • Знает основы семейного и наследственного права, определяет степень соотношения светского и религиозного права в регулировании семейно-правовых и наследственных отношений. Знает систему преступлений и наказаний в средневековой Западной Европе, выделяет общие и специфические черты в уголовном праве Англии и Франции, Германии и Италии. Имеет представление о специфике суда и процессе в средневековых государствах Западной Европы, в особенности – о своеобразии судебной системы Англии.
  • Знает причины длительности процесса объединения Италии, основные его этапы, роль в нем соседних государств. Имеет представление о конституционном развитии Италии, основных принципах организации власти и управления на уровне государства и отдельных провинций. Имеет представление о правовом развитии объединенной Италии, кодификационной деятельности, степени заимствований из иностранного правового опыта и сохранения итальянской специфики..
  • Знает причины прихода к власти фашистов и основные направления их государственной и правовой деятельности. Имеет общее представление о государственном и правовом развитии послевоенной Италии, основных направлениях ее правового развития, существенных изменениях в регулировании земельно-правовой и семейно-правовой сфер.
  • Знает систему источников права Древней Греции и Древнего Рима (в особенности – Законы XII таблиц), имеет представление об их роли и значении в последующей истории права зарубежных стран.Умеет применять изученные источники права при решении конкретных задач (казусов)
  • Знает специфику западноевропейского феодализма, причины его происхождения и отражение в системе органов власти и управления, форме государственного устройства. Определяет место католической церкви в системе западноевропейской средневековой государственности, знает причины и значение Реформации в государственном развитии стран Западной Европы. Умеет характеризовать особенности различных групп населения, выделяя свободных и несвободных, привилегированных и непривилегированных.
  • Имеет общие представления по истории образования независимых государств Сербии, Болгарии, роли в этом процессе соседних государств, статусе Османской империи по отношению к ним вплоть до начала XX в. Может дать общую характеристику государственного и правового развития стран Центральной Европы в составе социалистического лагеря и проследить процесс их отказа от социалистической государственности и права.
  • Имеет представление о причинах и последствиях революции Мэйдзи, ее значении для последующего государственного и правового развития Японии. Знает основные принципы организации власти, управления и судоустройства современной Японии, правового регулирования имущественных, семейных и наследственных отношений. Умеет анализировать и применять изученные источники права при решении конкретных задач (казусов)
  • Имеет представление о семейных правоотношениях – личных и имущественных отношениях супругов, особенностях статуса женщин, отношениях родителей и детей. Знает специфику наследственного права. Знает основные виды преступлений, может привести примеры конкретных составов; знает основные виды и формы наказаний. Имеет представление о системе суда и судебном процессе, его видах.
  • Имеет представление о системе источников права средневековых Франции (начиная с эпохи салических франков), Англии, Германии, Италии. Знает степень влияния на него римского права, его соотношение с обычным и королевским правом, особое место церковного (канонического) права. Знает базовые принципы имущественных отношений, основания возникновения права собственности, обязательств, зависимость правоспособности в имущественной сфере от социально-правового статуса их участников.
  • Имеет представление об общих тенденциях и особенностях государственного развития стран Азии и Африки в пост-колониальный период. Выявляет самобытные черты и заимствования из западного опыта в сфере организации власти и правового регулирования. Имеет общие представления об организации государственной власти в Турции, Египте, странах Тропической Африки, Иране, Индонезии, КНР.
  • Имеет представление об основных сословиях и социальных группах в Афинах, Спарте, Риме (в республиканский и имперский период). Знает особенности регулирования имущественных отношений в античном мире, принципы обязательственного права, прослеживает эволюцию обеспечения долговых обязательств. Имеет представление об особенностях брака, личных и имущественных отношениях супругов, родителей и детей.
  • Имеет представление об особенностях государственного развития стран Западной Европы, выделяет их сходства и различия, знает периодизацию развития их государственности, причины столь длительного периода Средневековья в истории Западной Европы. Понимает причины особенности английской государственности и системы права, длительной раздробленности в Германии и Италии.
  • Имеет представление об особенностях социалистического права как особой ветви континентальной правовой семьи, выделяет особенности правового регулирования экономических отношений в период социализма и элементы, сохранившиеся от капиталистического периода развития этих государств. Знает особенности организации органов власти, управления и суда стран Центральной Европы в социалистический период.
  • Имеет представления о правовом статусе различных групп населения. Знает основные принципы имущественных правоотношений, регулирования земельных отношений. Знает основные источники средневекового права средневековой Болгарии, Сербии, Польши, Литвы, источники правовых заимствований в праве этих государств. Выделяет особенности организации суда и процесса в Византии и странах Центральной Европы.
  • Имеет представления об особенностях права и правопонимания в странах традиционного Востока, своеобразие отношения к деятельности государственных судебных органов. Знает основные этапы развития японской государственности, причины самобытности ее государственного развития и основные направления иностранного влияния в сфере власти, управления и правового регулирования.
  • Имеет представления об эволюции правового статуса различных категорий французского населения, изменении их прав в публично-правовой и частноправовой сфере. Знает основные французские кодификации XIX в., прослеживает степень их востребованности в дальнейшем. Имеет представление о системе регулирования имущественных правоотношений, семейных и наследственных, знает особенности институциональной системы построения кодификаций.
  • Понимает особенности политического и правового развития Восточной Римской (Византийской) империи, ее сходства и различия с собственно Римской империей. Имеет общие представления о государственном и правовом развитии стран Центральной Европы, о различных уровнях органов власти и управления. Ориентируется в основных типах источников византийского права, знает основные этапы его эволюции и его значение для правового развития других стран.
  • Понимает предмет истории государства и права зарубежных стран как науки и учебной дисциплины, знает основные методы исследования. Имеет представление об общей периодизации истории государственности и права зарубежных стран. Знает основные виды источников. Определяет место истории государства и права зарубежных стран в системе юридических дисциплин.
  • Понимает специфику образования национального немецкого государства, причины длительности этого процесса, ведущей роли Пруссии в его реализации. Имеет представления о правовом (конституционном) закреплении объединения Германии в 1840–1870-е гг., эволюции германского конституционализма – от империи к Веймарской республике и далее – вплоть до ФРГ. Имеет представления о причинах падения империи, особенностях организации Веймарской республики, причинах и последствиях прихода в власти нацистов.
  • Понимает специфику правовых отношений внутри римской семьи (paterfamilias, брак с властью супруга и без таковой), различает родственные отношения агнатов и когнатов. Имеет представление об особенностях наследственного права в античном мире.
  • Понимает специфику французской системы преступлений и наказаний. Знает основные органы суда и процесса во Франции. Имеет представление о системе организации власти Французской колониальной империи, типах колоний и зависимых территорий.
  • Умеет анализировать правовые памятники и применять изученные источники права при решении конкретных задач (казусов)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в историю государства и права зарубежных стран.
  • Тема 1.1 Государство и право Древнего мира
  • Тема 1.2 Государство и право Древнего мира
  • Тема 2.1 Государство и право Средних веков
  • Тема 2.2 Государство и право Средних веков
  • Тема 2.3 Государство и право Средних веков
  • Тема 3.1 Государство и право Нового времени
  • Тема 3.2 Государство и право Нового времени
  • Тема 3.3 Государство и право Нового времени
  • Тема 3.4 Государство и право Нового времени
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Оценка за работу на семинарских занятиях учитывает посещение семинарских занятий в соответствии с правилами, установленными локальными нормативными актами НИУ ВШЭ, представление результатов самостоятельной подготовки к занятиям (заданий, выполняемых в письменной форме в соответствии с практикумом, см. п. 2 раздела 5.1) в соответствии с предложенными заданиями, участие в дискуссии, решении задач и выполнении иных заданий, предложенных преподавателем непосредственно на семинарах. Отработка пропущенных семинарских занятий, а также заочное представление результатов самостоятельной подготовки через других студентов семинарской группы не предусматривается.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа выполняется во втором модуле. Темы для контрольной работы заранее сообщаются студентам. Контрольная работа состоит из пяти заданий, общая тематика которых определяется на основании пройденных тем и изученных правовых памятников и заранее сообщается студентам. Задания могут представлять собой: 1) сравнение источников права различных государств; 2) извлечение информации правового характера из неюридического исторического памятника; 3) толкование конкретных правовых норм с учетом особенностей историко-правового развития соответствующего государства в определенный период; 4) классификацию предложенного фрагмента памятника (тип правового документа, сфера регулирования, эпоха и государство); 5) определение отдельных ключевых терминов и понятий; 6) решение казусов. При написании контрольной работы студентам разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Ответы должны быть представлены (в зависимости от задания) в форме таблицы, схемы, мини-эссе, завершения предложения, включенного в задание и т.п. Контрольная работа выполняется в течение 60 минут.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится во втором модуле. Целью экзамена является проверка, насколько студент усвоил материал учебной дисциплины в целом и умеет ориентироваться в правовой терминологии и особенностях государственного и правового развития отдельных стран в различные эпохи. Экзамен состоит из пяти заданий, представляющих собой решение казусов или анализ (комментирование) фрагментов памятников права на основе пройденных тем. Ответы должны быть представлены в форме ответов на все вопросы каждого задания. Экзамен выполняется в письменной форме в течение 90 минут. На экзамене запрещается пользоваться любыми носителями информации.
  • неблокирующий Тест
    Тест выполняется в первом модуле. Целью теста является проверка знаний студента по темам, пройденным ко времени проведения теста, знания специальной терминологии. Тест включает 10 вопросов с 4 вариантами ответа в каждом, из которых правильным является только 1. На прохождение теста дается 10 минут. При прохождении теста запрещается пользоваться любыми носителями информации. В случае если студент не дал ни одного правильного ответа, но при этом отсутствуют основания для выставления 0 баллов, предусмотренные локальными правовыми актами НИУ ВШЭ, ему выставляется оценка 1 балл.
  • неблокирующий Коллоквиум
    Коллоквиум проводится в первом модуле. Целью коллоквиума является проверка знаний студента по темам, пройденным ко времени проведения коллоквиума, умения применять полученные знания к конкретным историко-правовым реалиям, знания специальной терминологии. В ходе коллоквиума студенту задается 1 вопрос в рамках тем, заранее озвученных преподавателем, дается не более 1 минуты на подготовку ответа, после чего студент должен дать ответ на заданный вопрос и, в случае необходимости, на дополнительные вопросы. Вопросы могут касаться эволюции государственных институтов, административно-территориального устройства, источников права, основных сфер правоотношений в конкретном государстве в конкретный исторический период. При подготовке ответов запрещается пользоваться любыми носителями информации.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    Орез = 0,2*Осем + 0,1*Отест + Окол + 0,2*Окр + 0,6 *Оэкз,, где: Орез – результирующая оценка (максимальная оценка – 10 баллов); Осем – оценка за работу на семинарах (максимальная оценка – 5 баллов); Отест – оценка за тест (максимальная оценка – 10 баллов); Окол – оценка за коллоквиум (максимальная оценка – 1 балл); Окр – оценка за контрольную работу (максимальная оценка – 5 баллов); Оэкз – оценка за экзамен (максимальная оценка – 10 баллов).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Рубаник В.Е. - История государства и права зарубежных стран - КноРус - 2021 - 486с. - ISBN: 978-5-406-03507-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/936591

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран : в 2 т. •' отв. ред. Н. Л. Крашенинникова. — М. : Норма : ПНФРЛ-М. 2017. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/763386