• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конституционное право

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина относится к обязательной части профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 40.03.01. «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплине «Теория государства и права». В результате изучения дисциплины студенты должны знать понятие, место и роль конституционного права в российской правовой системе; особенности и источники трудового права, соотношение конституционного и иных отраслей права, понятие, стороны и содержание конституционных правоотношений, принципы конституционного права; основные этапы развития конституционного права и его институтов; категории, понятия, институты и основные нормы конституционного права. Уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по правовым вопросам, применять на практике полученные знания, давать объективную оценку деятельности законодательных, судебных и иных правотворческих и правоприменительных органов. Иметь навыки самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой; анализа практики разрешения конституционных споров, оценки правовых последствий решений, принятых конституционными судами, а также иными органами, рассматривающими конституционный спор; составления документов, связанных с реализацией и защитой конституционных прав. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение студентами базовых теоретических знаний и практических умений в области конституционного права
  • выработка навыков анализа источников конституционного права и использования принципов и норм конституционного права в практической деятельности юристов
  • выработка у студентов способности разрабатывать и аргументировать правовые позиции при обращении в юрисдикционные органы в связи с нарушениями конституционных прав и конституционного законодательства
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает легальное определение гражданства (подданства). Умеет различать и оценивать меры, направленные на удаление иностранных граждан с территории Российской Федерации. Различает правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
  • Знает основные характеристики статуса Президента Российской Федерации. Знает основные функции и полномочия Президента Российской Федерации. Понимает структуру органов при Президенте Российской Федерации. Знает основные правые формы властных решений Президента Российской Федерации. Осведомлен о логике взаимоотношений Президента РФ с органами исполнительной власти. Знает о динамике порядка формирования основных федеральных органов исполнительной власти.
  • Знает понятие местного самоуправления, территориальных основ местного самоуправления, форм осуществления местного самоуправления. Ориентируется в финансово-экономических основах местного самоуправления. Понимает взаимосвязь между местным самоуправлением и государственной властью.
  • Знает юридические свойства конституции. Понимает сущность конституции. Ориентируется в процедурах пересмотра конституции и принятия конституционных поправок. Владеет знаниями о способах толкования Конституции Российской Федерации. Знает историю развития Конституции Российской Федерации
  • Осведомлен о типичных моделях организации государственной власти в Российской Федерации на региональном уровне. Знает основные формы взаимодействия между федеральными и региональными органами. Представляет себе эволюцию статуса высшего должностного лица субъекта РФ.
  • Освоил основы теории правового положения личности, проследил эволюцию признания основополагающих прав. Умеет классифицировать закрепленные Конституцией и международным правом основополагающие права. Имеет представления о судебных и иных гарантиях защиты основополагающих прав.
  • Понимает исторические особенности и значение российского федерализма. Знает характеристики конституционно-правового статуса Российской Федерации. Ориентируется в системе разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Владеет специальными характеристиками государственных символов Российской Федерации.
  • Понимает предмет конституционного права и знает наиболее значимые черты отличия отрасли конституционного права от иных отраслей права. Понимает систему конституционного права. Знает понятие конституционных правоотношений и характеристику их элементов. Ориентируется в источниках конституционного права.
  • Понимает роль и значение судебной власти как самостоятельной ветви государственной власти. Знает основные элементы правового статуса судей. Ориентируется в подведомственности и подсудности разных категорий дел судам.
  • Понимает, что такое избирательное право и избирательная система. Знает стадии избирательного процесса. Ориентируется в избирательных процедурах выборов депутатов Государственной Думы. Осведомлен о ключевых элементах правового статуса зарегистрированного кандидата.
  • Представляет себе эволюцию российского парламентаризма. Знает основные элементы статуса Государственной Думы, Совета Федерации, а также статуса парламентария. Осведомлен о формах взаимодействия между законодательным (представительным) и исполнительными органами государственной власти РФ. Представляет себе последовательность действий в ходе законотворческого процесса.
  • Умеет использовать при решении конкретных казусов тест на пропорциональность в качестве универсального аналитического инструментария. Понимает сути и формы дискриминации (прямой, косвенной, позитивной). Имеет представление о принципе правовой определенности и правилах действия закона во времени в контексте идеи верховенства права.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Конституционное право как отрасль права
  • Понятие, юридические свойства и сущность Конституции Российской Федерации
  • Основополагающие права и свободы
  • Порядок правомерного ограничения основополагающих прав
  • Гражданство и правовой статус иностранных граждан
  • Федеративное устройство
  • Органы государственной власти субъектов РФ
  • Президент и Правительство Российской Федерации
  • Основы парламентского права РФ
  • Судебная система Российской Федерации
  • Основы избирательного права в России
  • Конституционно-правовые основы местного самоуправления
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа №1 (1 курс)
    Контрольная работа проводятся в форме решения кроссворда. Целью контрольной работы является проверка догматических и нормативных знаний студентов и умения их применять при ответе на конкретные вопросы теоретического и практического характера. Преподаватель, ведущий лекционные занятия, предлагает для решения кроссворда темы из числа пройденных на 1 году обучения. Контрольная работа, как правило, проводится одновременно во всех семинарских группах. Продолжительность контрольной работы составляет 10 минут. Пользоваться иными источниками, чем указанные лектором, при написании контрольной работы запрещается. Студент, отсутствовавший во время написания контрольной работы, либо не сдавший работу в срок, получает 0 баллов. Написание контрольной работы студентом из другой группы, иного варианта работы, нежели предложенный студенту, пересдача работы или ее проведение не во время занятия не допускаются. В случае списывания или иного нарушения студентом академических норм в ходе проведения контрольной работы, наличия у студента запрещённых преподавателем письменных источников или устройств (телефон, ноутбук и пр.) за контрольную работу по данной теме выставляется 0 баллов. О дате проведения контрольной работы студентам сообщается не позднее, чем за 7 календарных дней. Непосредственно после проведения контрольной работы преподаватель сообщает студентам, какие ответы являются верными и почему. Проверка работ и объявление студентам оценок за контрольную работу по соответствующей теме осуществляется в сроки, определённые локальным нормативными актами НИУ ВШЭ. Показ работ производится в часы консультаций преподавателя, ведущего семинарские занятия.
  • неблокирующий контрольная работа №2 (2 курс)
    Контрольная работа проводятся в форме письменного тестирования. Целью контрольной работы является проверка догматических и нормативных знаний студентов и умения их применять при ответе на конкретные вопросы теоретического и практического характера. Преподаватель, ведущий лекционные занятия, предлагает для тестирования темы из числа пройденных на 2 году обучения. Контрольная работа, как правило, проводится одновременно во всех семинарских группах. Продолжительность контрольной работы составляет 10 минут. Пользоваться иными источниками, чем указанные лектором, при написании контрольной работы запрещается. Студент, отсутствовавший во время написания контрольной работы, либо не сдавший работу в срок, получает 0 баллов. Написание контрольной работы студентом из другой группы, иного варианта работы, нежели предложенный студенту, пересдача работы или ее проведение не во время занятия не допускаются. В случае списывания или иного нарушения студентом академических норм в ходе проведения контрольной работы, наличия у студента запрещённых преподавателем письменных источников или устройств (телефон, ноутбук и пр.) за контрольную работу по данной теме выставляется 0 баллов. О дате проведения контрольной работы студентам сообщается не позднее, чем за 7 календарных дней. Непосредственно после проведения контрольной работы преподаватель сообщает студентам, какие ответы являются верными и почему. Проверка работ и объявление студентам оценок за контрольную работу по соответствующей теме осуществляется в сроки, определённые локальным нормативными актами НИУ ВШЭ. Показ работ производится в часы консультаций преподавателя, ведущего семинарские занятия.
  • неблокирующий экзамен №1 (1 курс)
    Экзамен 1 проводится в конце первого курса по темам, изученным в первый год обучения. Экзамен проводится в письменной форме в дату, определённую расписанием сессии, как правило, одновременно во всех семинарских группах. На экзамене осуществляется проверка знаний, полученных студентами при изучении всего курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. Не допускается использование для проведения экзамена задач, ранее разбиравшихся в ходе семинарских занятий. На написание экзамена отводится 80 минут. В ходе выполнения экзаменационного задания студентам разрешается использовать нормативно-правовые акты, а также судебную практику. Экзаменационное задание состоит из 2-х частей, предполагающих решение двух задач (кейсов) по темам, входящим в объем проверки согласно настоящему пункту. Условия задания могут быть представлены в виде текста (фабулы), а также сопровождающих его иллюстрации или расчета. Фабула содержит достаточное для решения задачи описание правовой ситуации (правоотношения). В ходе выполнения задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний конституционного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок; 4) способность чётко и последовательно излагать решение; 5) корректный юридический язык и стиль изложения, ссылки на источники. Ответ на задачу должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, как правило, не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть пояснены автором. Преподаватель, осуществляющий проверку экзаменационных работ, проводит показ работ не позднее 5 рабочих дней после проведения экзамена, если иное не предусмотрено локальными нормативными актами НИУ-ВШЭ.
  • неблокирующий экзамен №2 (2 курс)
    Экзамен 2 проводится во втором модуле второго курса по всем изученным темам. Экзамен проводится в письменной форме в дату, определённую расписанием сессии, как правило, одновременно во всех семинарских группах. На экзамене осуществляется проверка знаний, полученных студентами при изучении всего курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. Не допускается использование для проведения экзамена задач, ранее разбиравшихся в ходе семинарских занятий. На написание экзамена отводится 80 минут. В ходе выполнения экзаменационного задания студентам разрешается использовать нормативно-правовые акты, а также судебную практику. Экзаменационное задание состоит из 2-х частей, предполагающих решение двух задач (кейсов) по темам, входящим в объем проверки согласно настоящему пункту. Условия задания могут быть представлены в виде текста (фабулы), а также сопровождающих его иллюстрации или расчета. Фабула содержит достаточное для решения задачи описание правовой ситуации (правоотношения). В ходе выполнения задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний конституционного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок; 4) способность чётко и последовательно излагать решение; 5) корректный юридический язык и стиль изложения, ссылки на источники. Ответ на задачу должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, как правило, не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть пояснены автором. Преподаватель, осуществляющий проверку экзаменационных работ, проводит показ работ не позднее 5 рабочих дней после проведения экзамена, если иное не предусмотрено локальными нормативными актами НИУ-ВШЭ.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    Оценка по предмету за 1 курс обучения складывается из следующих элементов: результатов письменной контрольной работы и письменного экзамена: О перв = 0,3 * Окр1 + 0,7 * Оэкз1 О перв - оценка за первый курс (максимум – 10 баллов); Окр1 – оценка контрольную работу № 1 (максимум – 10 баллов); Оэкз1– оценка за экзамен № 1 (максимум – 10 баллов). Результирующая оценка по дисциплине выставляется по формуле: Орез = 0,5* Оперв + 0,1 * Окр2 + 0,4 * Оэкз2 Орез – результирующая оценка (максимум – 10 баллов); Оперв - оценка за первый курс (максимум – 10 баллов) Окр2 – оценка контрольную работу № 2 (максимум – 10 баллов); Оэкз2 – оценка за экзамен № 2 (максимум – 10 баллов).
  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Конституционное право России : учебник / В.Л. Меньшов. — 2-е изд. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. — 206 с. — (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/999681
  • Конституционное право России : учебник / С.В. Нарутто, Н.Е. Таева, Е.С. Шугрина. - 3-е изд. - Москва : РИОР: ИНФРА-М, 2020. - 435 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI: https://doi. org/10.29039/1767-8 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1048518
  • Конституционное право Российской Федерации : учебник / М. В. Баглай. — 12-е изд., изм. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 768 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/901546